Начало было положено 23 августа 1942 года, когда немецкая авиация произвела массированную бомбардировку города. Погибло 40 000 человек. Это превосходит официальные цифры воздушного налета союзников на Дрезден в феврале 1945-го (25 000 жертв).
В Сталинграде и Красная армия, и вермахт по неизвестной причине изменили методы ведения боевых действий. Красная армия с самого начала войны использовала тактику гибкой обороны с отходами в критических ситуациях. Командование вермахта, в свою очередь, избегала крупных, кровопролитных сражений, предпочитая обходить крупные укрепленные районы. В Сталинградской битве обе стороны забывают о своих принципах и пускаются в кровавую рубку.
Многие немецкие солдаты и офицеры, имевшие за плечами немало сражений, вспоминали, что в Сталинграде у них временами складывалось впечатление, что они попали в какой-то параллельный мир, атмосферу абсурда, где традиционные германские педантизм и рациональность улетучивались. Немецкое командование часто отдавало абсолютно бессмысленные приказы. Например, в уличных боях за какой-нибудь второстепенный участок, немецкие генералы могли положить пару тысяч собственных бойцов.Одним же из самых абсурдных моментов стал эпизод, когда немецкие авиаторы- «снабженцы», сбросили с воздуха закрытым в «кровавом котле» бойцам вместо еды и обмундирования женские норковые шубы.
Да ещё и во время сражения, советская сторона применила революционные нововведения психологического давления на противника. Так, из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством стал монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.
Немцы называли Сталинград "адом на Земле", "Красным Верденом". В своих воспоминаниях бывшие немецкие солдаты и офицеры, кому удалось пережить Сталинградскую битву, как один отмечают беспримерную храбрость и даже ожесточенность советских воинов, бьющихся до последнего патрона (затем - в рукопашную), до последнего человека. Нужно сказать, что несмотря на все страхи немцев относительно своей участи, к тем, кто добровольно сдастся, советские солдаты были более чем терпимы. Кто нуждался - получал медицинскую помощь
Война под землей
Да, в Сталинграде воевали и под землей. Подземелья Сталинграда, стали отдельным участком фронта во время долгой, кровопролитной битвы. По свидетельствам спелеологов, нынешний подземный Волгоград - это, по меньшей мере, 150 километров тоннелей, уходящих под землю на глубину от пяти до 30 метров, с устойчивыми каменными сводами, местами шириной в две конных телеги и даже узкоколейной железной дорогой. Это только известные подземелья. Причем чем старше тоннели - тем качественнее они сделаны. В туннелях времен Царицына выложены даже мостовые!
Строительство подземелий было начато ещё в царской России.Диакон В. Саввинский еще в 1911 году писал, что сотни мужчин и женщин принимали участие в строительстве катакомб Свято-Духова монастыря. По плану, который держался в секрете, там предполагалось соорудить около 5000 усыпальниц, построить несколько часовен, а также установить склепы для монастырской братии и крупных жертвователей.
Организатор строительства иеромонах Илиодор придавал подземным сооружениям фортификационное значение: именно этим объясняется длина тоннелей, которые протянулись к скрытым выходам далеко за пределы обители. Построенная в 30-е годы огромная промзона изобиловала различными тоннелями, в основном технического назначения. В то время еще не было бетонных коллекторов, и трубы, а также другие коммуникации, требовавшие постоянного обслуживания и осмотра, прокладывали в сводчатых каменных галереях.Таковые тянулись на десятки километров в районе легендарного Сталинградского тракторного завода (СТЗ), а также заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады» — именно здесь шли самые тяжелые бои.
Имелись и подземелья иного типа. В начале войны в Сталинграде работали саперы НКВД и специалисты московского Метростроя, они сооружали очередной резервный командный пункт (КП). Подобные объекты, которые почему-то все как один называют «Бункер Сталина» Сталинградский КП не достроили — не успели или по каким-то другим причинам. Но подземные ходы нереализованного объекта помогали нашим бойцам пробираться в тыл врага, эвакуировать раненых и захватывать «языков».
Во время боевых действий подземные галереи активно использовали как советские войска, так и немцы. Со свойственной им педантичностью немцы исследовали, а потом использовали в своих целях любые тоннели. Причем в тоннелях происходили даже бои местного значения. Снайпер Зайцев часто проползал под землей на территории Метизного завода. Однажды он был ранен в ногу и добрался по узкой трубе теплотрассы в котельную, к фашистам поближе.
Свои подземные ходы были и в знаменитом Доме Павлова.Один из них вел к подземному бензохранилищу, расположенному перед домом, где наши спрятали огневые точки. И когда фрицы начинали без перерыва бить артиллерией по окнам здания, бойцы Красной Армии спускались в подвал. Потому так долго и продержались.
Опыт Первой мировой войны показал эффективность использования подземных тоннелей для диверсионно-подрывной работы. Во время сражений за Сталинград в целях минно-взрывной деятельности первыми использовать подземные тоннели стали инженерные войска. Главный удар советских подрывников пришелся на крупный опорный пункт немцев, с которого обстреливались переправы. Сначала саперы вырыли 5-метровый колодец, затем пробили штольню, длина которой составила 40 метров, а ширина – 1 метр. После взрыва немцы в срочном порядке запросили средства прослушивания.
При ведении боев советские войска также успешно использовали систему канализаций. Одно из ее ответвлений от Волги вело практически в центр города. По воспоминаниям фронтовиков, пока они ползли по трубе длиной больше чем километр, многие из-за нестерпимого смрада теряли сознание. Только позднее военным стали выдавать противогазы.
Одна из самых разветвленных систем подземных ходов была под заводом «Баррикады». Начальник разведки 308-й стрелковой дивизии В. Ланчевский вспоминал, что окруженный в одном из цехов завода майор Кушнарев сумел со своим отрядом прорваться к подземелью. Сзади прижимали немцы, а впереди была тесная бетонированная труба, через которую и удалось пройти уцелевшим солдатам. По словам Ланчевского, красноармейцев тогда спасло то, что тоннель «шел зигзагами», а поэтому простреливать его оказалось невозможно. Только на третьи сутки отряд, раскапывая ножами завалы, пробрался к своим. В ходе боев некоторые подземные сооружения взрывались советскими военными. По свидетельству местного жителя, он наблюдал за тем, как возле входа в один из тоннелей 76-мм пушка отражала немецкие атаки, но когда закончились снаряды, красноармейцы откатили орудие и взорвали лаз.
Интересно, что немецкие войска с начала своего проникновения в город стали строить систему собственных подземных сооружений. Работы продолжались практически до окончания Сталинградской битвы, и только в конце января 1943 года, когда немецкие генералы поняли, что сражение проиграно, подземные галереи были взорваны. Для нас так и осталось загадкой, что строили немцы. Один из немецких солдат потом иронически записал в дневнике, что у него сложилось впечатление, что командование хотело добраться до ада и призвать на помощь демонов.
Поблизости от места, где у гитлеровцев на окраине Сталинграда располагался аэродром, из земли и сегодня торчат многочисленные обломки железобетона. Здесь можно разглядеть что-то вроде входов, ведущих куда-то вниз. Местные жители утверждают, что это немецкий бункер, который в конце осени 1942-го спешно строили силами пленных красноармейцев. Но исследовать его и сейчас никто не решается: сохранилась память о том, что сооружение очень опасно. По одной версии, его заминировали, втащив туда несколько тонн взрывчатки, по другой — еще более жуткой, — объект залили какими-то отравляющими веществами. А входы перекрыли толстым слоем бетона. Обходят его стороной и местные диггеры — даже на фоне очень опасных подземелий центральной части города от этого бункера веет ужасом смерти.
До сих пор живы несколько сотрудников 10-й дивизии НКВД, отвечавшие за подземные операции в Сталинграде. Несмотря на то, что им уже за 90 лет они до сих пор стоят на спецучете ФСБ. Взять у них интервью не представляется возможным. Более того, многие катакомбы и сегодня заполнены ядовитым газом – ипритом, который представляет смертельную опасность для человека. Видимо, подземелья Волгограда еще долго будут хранить свои тайны.