Militarytimes

Как у Красной армии появилась красная звезда

Лаконичный и простой, легко запоминающийся и видный издалека, этот опознавательный знак русских воинов двадцатого столетия знают по всему миру. Красная звезда стала таким же знаменитым символом победы в Великой Отечественной войне, как танк Т-34 или штурмовик «Ил-2», и таким же повсеместно узнаваемым символом послевоенного могущества СССР, как автомат Калашникова или истребитель МиГ-21.

История красной звезды, казалось бы, неотделима от советской истории России. Ведь ее начали использовать практически сразу после октябрьского большевистского переворота, а закончили вскоре после развала Советского Союза. Но в действительности военная история «марсовой звезды», как еще называют этот знак, в России началась несколько раньше.

Когда завершился октябрьский переворот, и перед большевистской властью встал вопрос вооруженной защиты своих завоеваний, единственной реальной военной силой, на которую они могли опереться, были отряды красногвардейцев. Эти разношерстные формирования, ставшие главной ударной силой в Петербурге и Москве, состояли в основном из рабочих и наиболее сознательных солдат, покинувших свои части не ради бегства от войны, а с мыслью о том, что жизнь в стране и вправду нуждается в серьезной встряске.

Но в условиях начинающейся гражданской войны вооруженные силы новой власти вынуждены были пользоваться тем же оружием, основываться на тех же боевых уставах и одеваться в ту же военную форму, что и их противник. Единственным способом отличить своих от чужих стали специфические знаки. Красногвардейцы, как и следовало ожидать, сделали ставку на красный цвет, давно и прочно ассоциировавшийся с революционным движением в России. Поначалу обходились красными повязками на рукавах и красными полосами на фуражках и папахах. Но к декабрю 1917 года в Петрограде красногвардейцы, как наиболее организованные из всех подобных отрядов, решили, что им нужен более удобный и не такой легко подделываемый знак.

Им-то и стала красная звезда, которую 15 декабря 1917 года своим распоряжением ввел в петроградской Красной гвардии командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев. А через пять дней, 20 декабря, новую эмблему обсудил Главный штаб Красной гвардии Петрограда и рекомендовал использовать ее повсеместно в революционных военных частях — как уже действующих, так и формирующихся.

Но полагать, будто именно петроградские красногвардейцы были изобретателями звезды, неверно. В качестве именно воинского символа, обозначавшего, правда, не столько национальную принадлежность воинских частей, сколько ранг командира, пятиконечные звезды появились на мундирах республиканской французской армии в годы Великой французской революции. Тогда их можно было видеть на головных уборах, эполетах, шарфах, на фалдах мундира. Чуть позже, в Великой армии Наполеона I, звезды остались только на генеральских эполетах. Видимо, оттуда они в январе 1827 года повелением Императора всероссийского Николая I — большого поклонника наполеоновской армии — и перекочевали на эполеты русских офицеров и генералов. Размер звездочек был одинаковым, а категория чина определялась наличием или отсутствием бахромы и ее толщиной. А когда в 1854 году эполеты начали сдавать позиции погонам, то и на них звание по-прежнему определялось звездочками и по-прежнему одинакового размера: категорию чина обозначало число и наличие просветов.

Почти в то же время, но совсем в другом конце Европы — в охваченной революционном огнем гарибальдийской Италии — впервые появляется и красная звезда как символ революционной армии. В 1849 году надетый на пику пятиконечный красный знак начали носить наравне со знаменем впереди колонн сторонников Джузеппе Гарибальди. Учитывая популярность этого революционера в России, нетрудно предположить, что и его символика наверняка была известна отечественным социалистам и прочим ниспровергателям монархии.

Наконец, на идею использовать звезду в качестве военного опознавательного знака большевиков могли натолкнуть и их предшественники из Временного правительства. Известно, что 21 апреля 1917 года военный и морской министр Александр Гучков своим приказом №150 ввел для моряков новую кокарду: розетку с якорем, над которой размещалась звезда.

Так что звезда как воинский символ была к 1917 году уже хорошо известна в России — и оставалось только решить, как превратить ее в символ новой, революционной рабоче-крестьянской армии. Ответ был очевиден: сделать ее красного цвета, как и все прежние знаки различия красногвардейцев.

Первый официальный эскиз красной звезды в качестве знака РККА был утвержден весной 1918 года. 19 апреля в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» появилась корреспонденция, в которой говорилось, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре. Сама по себе звезда, которую, кстати, и в статье, и еще некоторое время после официального принятия называли «марсовой звездой», олицетворяла, с одной стороны, бога войны Марса, с другой, за счет своего красного цвета — защиту революции. А уж символику молота и плуга прочитать было и того проще: они, конечно же, олицетворяли «рабочее-крестьянский» характер новой армии.

Интересно, что на одном из предварительных эскизов, нарисованном и предложенном комиссаром Московского военного округа Николаем Полянским, кроме плуга и молота, присутствовала еще и книга — как символ интеллигенции. Но от книги отказались, посчитав, что она перегружает знак и делает его плохо читаемым. Сама же по себе идея совместить в одном знаке символы рабочих и крестьян впервые была реализована в марте 1917 года, когда на знамени рабочих Московской фабрики Фаберже появилось изображение перекрещенных молота, сохи и винтовки.

При официальном утверждении приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года новый знак Красной армии получил название «марсова звезда с плугом и молотом» и должен был носиться на груди слева. Кстати, многие красноармейцы, особенно красные командиры, предпочитали надевать знак на портупею — чтобы она не цеплялась за него и не закрывала, превращая красного воина в неизвестного вооруженного человека. И это соображение в июле 1918 года заставило Реввоенсовет республики отдать приказ перенести красную звезду с груди на околыш фуражки — место, которое стало привычным для нескольких поколений советских воинов. А 15 ноября того же года вышел приказ РВС № 773, которым красная звезда окончательно была размещена на головных уборах, причем уже не только Красной армии, но и Красного флота.

Первая эмалевая красная звезда, именовавшаяся «марсовой», имела характерную форму. Ее лучи были толще, чем мы привыкли видеть, а их грани были слегка выпуклыми, отчего вся звезда казалась более объемной. В таком виде — с выпуклыми толстыми лучами, молотом и плугом — она просуществовала четыре года. 13 апреля 1922 года плуг, который сочли символом зажиточного крестьянства, то есть кулаков, заменили бедняцким серпом (хотя, вероятнее всего, у этой замены было более приземленное дизайнерское объяснение: серп проще изображается и легче воспринимается). Через три месяца, 11 июля, изменили и форму лучей звезды — их спрямили, придав знаку хорошо знакомый нам вид.

Очень скоро символ Красной армии — главной силы, призванной защищать первое в мире государство рабочих и крестьян — стал и для его защитников, и для их противников олицетворять и саму Советскую Россию. Так что нет ничего удивительного в том, что в 1923 году красная звезда, но уже без серпа и молота, то есть в самом обобщенном виде, появилась в качестве замыкающего элемента на гербе СССР. Через год красная звезда появилась на флаге СССР, в 1928 году она стала знаком октябрятской организации (вместо серпа и молота на ней поместили изображение юного Володи Ульянова), а в 1942-м — и пионерским значком.

Что касается Красной армии, то в ней красная звезда была не только отличительным знаком, который размещался на головных уборах — фуражках, пилотках, касках и шлемах-«буденовках», но и частью нарукавных знаков различия. С 1919 по 1924 год красная звезда красовалась на рукавах всех красноармейцев, начиная от отделенного командира и заканчивая командующим фронтом. После 1924 года красные звезды сохранилась только на петлицах командиров самой младшей категории — К-1 (командиров звена и отделения в сухопутных войсках и младших мотористов в ВВС), а после 1940-го — только у высших офицеров, начиная с генерал-майора. У моряков РККФ красные звезды на обшлагах рукавов сохранялись намного дольше: до 1991 года, постепенно сменившись на золотые у всех званий, кроме адмиральских.

Правда, в 1969 году нарукавные звезды в Советской армии вернулись — но уже не в виде знаков различия, а в виде элемента нарукавных нашивок, указывавших на род или вид войск, в которых служит их обладатель. Примечательно, что подобные нашивки носили только военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и курсанты военных училищ — офицеры обходились без них.


Автор
Кунина Юлия