Всем известно, что Франция - страна удивительная во всех отношениях. Французы любят вонючий сыр и умудряются продавать его за рубеж. Французы, казалось бы, мало воевали - и не всегда на правильной стороне - во Вторую Мировую, но стали державой-победительницей. Франция - единственная страна Западной Европы, имеющая кресло в Совбезе ООН. Франция - единственная, сумевшая создать ядерное оружие, не используя немецкие разработки, в отличие от, например, СССР или США... Список можно продолжить. И, конечно, Франция - вторая мировая держава с самыми протяженными морскими владениями (первая - это, естественно, Соединенные Штаты). У Франции больше всего из всех стран НАТО солдат, задействованных в зарубежных операциях (наиболее многочисленный контингент находится в Северной Африке). Всего интернациональный долг выполняют 30 тысяч французских военнослужащих.
Французы всегда гордились своей армией, своим флотом и военно-промышленным комплексом. Но так получается, что этому «всегда» пришел очевидный конец, чему активно способствовала «тройка» последних французских президентов. Это Николя Саркози, Франсуа Олланд и Эммануэль Макрон. Парадоксальным образом, все эти государственные деятели принадлежат совершенно разным партиям и политическим течениям. Саркози олицетворяет умеренную правую оппозицию (первая по численности партия Франции «Республиканцы»); Олланд - «пламенеющий» социалист; а Макрон - вообще «ни рыба ни мясо», так как его партия «Ассоциация за обновление политической жизни» - это сборная солянка разношерстных политических идей под стягом грядущей глобализации. Но у всех трех глав государств, последовательно сменявших друг друга в Елисейском Дворце, есть одна константа: они терпеть не могут военных и всеми силами сокращают их число, а также режут бюджет ВПК.
Так, Николя Саркози отобрал у Франции статус суверенной военной державы и ввел ее обратно под общее объединенное командование НАТО, откуда Де Голль ее вывел за руку еще в далеком 1966-ом! Франсуа Олланд сделал все, чтобы «зарезать» оборонку, причем одним из самых позорных военных контрактов за всю историю Французской Пятой Республики стало, в эпоху его президентства, строительство на военно-морских верфях Сан-Назэр (Бретань) двух судов класса «Мистраль» по заказу России. Франция нарушила ВСЕ свои контрактные обязательства и, по решению главы государства, суда не поставила, навсегда утратив солидный авторитет на международном оружейном рынке.
Само собой разумеется, Ф.Олланд только продолжил «светлое» дело Н.Саркози в области сокращения военного бюджета. Ситуация стала настолько критической, что бывший инспектор французской армии генерал Жан-Мари Фожер заявил автору статьи в эксклюзивном интервью буквально следующее: «Новый план функционирования нашего оборонного комплекса и вооруженных сил, утвержденный в 2013 г. на период до 2019 г., предусматривает существенное сокращение объема наших операций за рубежом и, в целом, наших военных возможностей относительно тех задач, которые мы выполняли до этого, в рамках программного документа от 2008 г. То есть на сегодня нам оставили половину от тех контрактных объемов. Но уже и в то время произошло существенное сокращение возможностей, если сравнить с периодом перехода к профессиональной армии - между 1996 и 2002гг.».
В словах генерала Фожера кроется еще одно откровение: на рубеже нулевых французская армия полностью отказалась от призыва, что привело ее к настоящему началу конца, так как она лишилась и притока свежих сил, и бесплатных специалистов, работавших ранее в армии по специальности.
На сегодня французский военно-морской флот не в состоянии защищать подконтрольную ему акваторию, так как у него остался только один авианосец, да и тот оказался на судоверфях в состоянии капитального ремонта. Причем выйдет он оттуда, в лучшем случае, через полтора года. В области ВВС Франция не в состоянии закупить новейшие истребители пятого поколения F 35 и не может укомплектовать даже действующий парк истребителей предыдущего поколения Mirage 2000 и Rafale достаточным количеством пилотов. Из 11 самолетов-заправщиков только 4 на крыле (А 400 М). Логистика обслуживания в плачевном состоянии, так как механики массово увольняются из армии и отбывают в страны Третьего мира, где, как известно, летает французская техника, зарплаты у техперсонала высокие, цены низкие, туземцы добрые. 14 грузовых самолетов класса карго «Геркулес» (H C 130) живут в режиме «активного каннибализма», хорошо знакомого нашим авиационным механикам по страшным девяностым: из 14 единиц собирают 2-3 в состоянии летной годности по принципу «с бору по сосенке».
У французской армии, при всех ее операционных просторах - от африканского Мали до тихоокеанского Таити, от Латинской Америки и до района Индийского океана, только 4 самолета ДРЛО (AWACS). У Франции практически нет армейских дронов. Когда в Мали парашютисты сели на хвост террористам в районе Томбукту, тем удалось скрыться в барханах, так как бригада парашютистов не была оснащена БПЛА (у Франции с этим классом крылатой техники ситуация еще хуже, чем в России).
Наконец, средний возраст французской военной техники на сегодня составляет порядка 40-50 лет.
Отметим, что положение бельгийской и немецкой армии еще сложнее, а оснащенность боевой техникой хуже.
И вот встает очевидный вопрос: чем конкретно армии НАТО могут угрожать армии России в континентальной части Западной Европы? Перед Москвой может и выситься «Атлантический вал», но, вспоминая знаменитые слова, приписываемые незабвенному Ильичу: «Стена, да гнилая. Ткни и развалится!»