Специализированный портал "Военно-Промышленный Курьер" дает интересную информацию со ссылкой на авторскую статью А.Коца, РИА-Новости о "сыром" состоянии новых единиц ВМФ в составе флотов НАТО. Сырая электроника, глючное программное обеспечение, перегруженность конструкции и постоянный крен на правый борт - новейший корабль «Баден-Вюртемберг» военно-морских сил Германии с треском провалил морские испытания и вернулся на судоверфь для устранения многочисленных неполадок. Обозреватели западных СМИ уже назвали проект фрегата F125 стоимостью три миллиарда евро крупнейшим фиаско немецкой оборонной промышленности. Впервые в истории страны военная приемка завернула уже построенный корабль. По мнению немецких экспертов, на то, чтобы довести его до ума, уйдут годы.
Это далеко не первый случай за последнее время, когда дорогие и амбициозные военно-морские проекты западных держав оказываются под угрозой провала из-за посредственной реализации, неподъемных требований заказчика или повышения стоимости.
4 суперсовременных фрегата проекта F125 должны заменить в ВМС Германии устаревающие корабли класса «Бремен». Визитная карточка фрегатов - высокая степень автоматизации. Экипаж F222 «Баден-Вюртемберг» - всего 120 человек, что для 150-метрового корабля водоизмещением семь тысяч тонн действительно очень мало. Этого удалось достичь за счет создания на борту сложного командного центра, оснащенного специальным программным обеспечением и способного при минимальном участии человека управлять всеми корабельными системами - от двигательной установки до систем вооружения.
Все бы ничего, но электронный мозг, как показали испытания, страшно сбоит. В частности, отмечается, что инженерам так и не удалось наладить стабильную работу бортовой радиолокационной станции. А без нее современный боевой корабль слепнет и становится уязвимым даже для гораздо более слабого противника. Если проблемы с программным обеспечением еще можно решить сравнительно быстро, то непонятно, что делать с другой родовой травмой фрегата. «Баден-Вюртемберг», как выяснилось, откровенно кособок и дает постоянный крен на правый борт. По мнению экспертов, этот недостаток - результат ошибок в проектировании корабля. Для исправления ситуации может потребоваться тотальная переработка конструкции фрегата. На этом фоне другие выявленные проблемы - например, недостаточная пожаробезопасность топливных отсеков - выглядят мелочью.
«Даже если корабль удастся отремонтировать, неясно, сможет ли он себя защитить от террористических групп, вооруженных противокорабельными ракетами, - сообщает американское издание Wall Street Journal. - Кроме того, ему будет сложно противостоять российским подводным лодкам на Балтике, так как на фрегате не предусмотрена установка сонара и торпедных аппаратов. Все это говорит о том, что немецкое военное руководство в свое время не смогло четко сформулировать собственные требования к новому кораблю».
Издание подчеркивает, что Германия давно не строила крупных кораблей и успела отстать от жизни. Целое поколение немецких военных инженеров и конструкторов не занималось масштабными оборонными проектами. Им просто не хватает опыта. «Баден-Вюртемберг», по мнению WSJ, слишком сложный, амбициозный и бестолковый корабль. И неизвестно, как фиаско головного фрегата скажется на судьбе трех последующих, которые уже строятся.
Но проблемы с судостроением не свойственны исключительно германским военным судоверфям. Аналогичная ситуация наблюдается и в Великобритании, о чем недвусмысленно и со всеми техническими подробностями рассказывает сайт kalipaper.ru. Краса и гордость флота Ее Величества - новейший британский авианосец Queen Elizabeth дал течь. Неполадки моряки выявили в понедельник во время ходовых испытаний авианосца, стоимость которого составляет 3,1 миллиарда фунтов стерлингов.
Похожий инцидент произошел на прошлой неделе в США: во время испытаний из-за поломки вынужден был вернуться к заводской стенке эсминец Zumvalt - его цена превышает четыре миллиарда долларов.
Слишком сложная техника
Как сообщают британские СМИ, авианосец Queen Elizabeth дал течь из-за некачественно изготовленного уплотнения гребного вала. Комментаторы сразу вспомнили другой неприятный для ВМС Великобритании эпизод, связанный с многоцелевыми атомными подлодками класса Astute.
В феврале 2017 года в Великобритании разгорелся настоящий скандал - как выяснили журналисты, все три суперсовременные подлодки этого проекта, каждая ценой в 1,2 миллиарда фунтов, из-за многочисленных технических неполадок оказались небоеготовыми.
При этом британские адмиралы старались не афишировать проблему, так как ранее активно лоббировали строительство этих кораблей.
Как считают военные эксперты, ситуация с самыми амбициозными проектами флотов НАТО была прогнозируема, а ее истоки стоит искать в 1990-х.
«После развала Советского Союза США и их ближайшие союзники взяли курс на достижение максимально возможного технологического превосходства, отсюда и возникли все эти сложные, набитые новыми техническими решениями проекты - Zumvalt, Queen Elizabeth, Astute, - рассказывает РИА Новости военный эксперт капитан первого ранга Константин Сивков. - Но у всех новшеств есть обратная сторона - они не опробованы, и эта техника, как правило, выходит из строя».