Militarytimes

Т-34 - легенда и быль. ФОТО

Самый массовый танк Великой Отечественной войны Т-34 превосходил по всем статьям все зарубежные аналоги. Почему мы оказались лучшими из лучших?

В связи с появлением в России таких видов вооружений, которые делают бесполезной систему ПВО потенциального противника, о чём в послании к Федеральному собранию упомянул президент Путин, вспомним наши прежние достижения в военной сфере. Прежде всего, легендарный танк Великой Отечественной войны - великолепную «тридцатьчетвёрку». Это был самый массовый танк того периода. Т-34 превосходил по всем статьям все зарубежные аналоги. У изделия, разработанного конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина, было абсолютное превосходство в проходимости, манёвренности и подвижности. А установленная на Т-34 длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года) существенно превосходила по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы.
«Получены тревожные донесения о качестве русских танков. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было потеряно и перешло к противнику», - истерил будущий генерал-инспектор бронетанковых войск (он им станет в 1943-м) Гейнц Гудериан, после того как бронированный кулак вермахта столкнулся с достойным противником. Со своей стороны союзники также по достоинству оценили Т-34.
Стоит ли как мантру повторять, что Т-34 был самым лучшим танком в мире? Неужели обошлось без серьёзных проблем? Давайте начистоту, проблем было много. Во-первых, наладить массовое производство этого среднего танка на уральских заводах. В противном случае, лучшими так бы и остались на бумаге, а не полях сражений. Во-вторых, хотя близкие по характеристикам к нашей боевой машине немецкие танки Т-IV и Т-V «Пантера» (по разным причинам) оказались неконкурентоспособными, другие вражеские танки превосходили «тридцатьчетвёрку». В-третьих, танки не всегда сражаются с танками. Тут против них противотанковые мины и, появившийся к концу войны, эффективный в условиях городского боя «фаустпатрон».
Однако как бы хороши не были сами по себе танки, ими ещё нужно уметь управлять. Тут тебе и полководческое искусство побеждать, и солдатская сметка. Насколько известно, практически ни одна из воюющих сторон не вела целенаправленный подсчёт подбитых танков противника. По этой причине точных данных мы не имеем. Лучшим советским танкистом во время Великой Отечественной войны признан гвардии старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко, погибший 18 декабря 1941 г. За два с половиной месяца он участвовал в 28 боях и уничтожил 52 танка. В июне 1942 года старлей Владимир Хазов силами трёх Т-34 остановил колонну немецких танков, уничтожив 27 немецких боевых машин. Взвод товарища Хазова в полном составе вернулся в расположение батальона.
Был стратегический аспект с налётом политики. Пока в Третьем рейхе делали ставку на блицкриг, в СССР готовились к будущей войне. Ежедневно в нашей стране с конвейеров сходили по 22 боевые машины. Такого количества танков у гитлеровцев, которые подмяли под себя французские и чешские военные заводы, не было. Главное, к этому нацисты и не стремились. Этот промах почувствуется сразу же после провала плана «молниеносной войны».
Суворов учил воевать не числом, а умением. Получается, что Красная армия, несмотря на наличие в ней большего, нежели у фашистов количества танков, вынуждена откатывалась на восток, к Москве. Мы проигрывали, хотя у нас было больше и лучших танков. Тут необходимо сделать поправки. По официальным данным, на 24 тысячи советских танков набросилось аж 3 300 танков немецких!
Однако не все эти машины находились друг против друга. Далее: наши умудрились посчитать исправные и сломанные танки в одной и той же графе категории учёта. План «Барбаросса» выделял для своих целей 3 658 танков и 252 самоходных орудия. Речь идёт о штурмовых орудиях типа StuG.III, самоходки на базе среднего танка T-III. Это не считая 135 самоходок и 20 командирских машин на шасси «истребителя танков» Panzerjager. А эти цифры шли по ведомству артиллерии, а не бронетанковых войск.
Порой критиканы ссылаются на заключения американских военных экспертов о негодном качестве наших «тридцатьчетвёрок», прошедших испытание на Абердинском полигоне ещё в годину войны. При этом янки высоко оценили выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни, замечательные прицелы, надёжную и удобную в обслуживании пушку Ф-34 и компактный алюминиевый дизель В-2. Или упоминают, что якобы некоторые технические наработки наши конструкторы позаимствовали у других. Они забывают или делают вид, что танковая промышленность в СССР только-только зародилась, а другие не смогли создать ничего и близко похожего на уникальный Т-34!

Автор
Шадрина Варвара