Сайт super-orujie.ru поделился очень интересными подробностями истории возникновения чисто японского истребителя 4-5-ого поколения Х-2. Вот, в чем, собственно, было дело. К началу 2010-х годов Военно-воздушные силы Японии начали испытывать потребность в модернизации уже устаревшего парка истребителей. Имея на вооружении американские F-15 и F-16, японцы изъявили желание приобрести современные "невидимки" F-22. Однако Конгресс США наложил запрет на экспорт этих самолетов, в том числе и ближайшим союзникам.
Предложенный американскими разработчиками истребитель-бомбардировщик 5-го поколения F-35 не удовлетворял потребности ВВС Японии. Они нуждались в маневренном истребителе для завоевания превосходства в воздухе, а не в неповоротливой "корове".
В этой связи, японские авиастроительные корпорации решили создать свой национальный самолет 5-6 поколения. И в апреле 2016 года в воздух поднимается первый прототип под названием X-2. На этом экспериментальном самолете планируется отработать все ключевые технологии, которые в дальнейшем будут реализованы в проектируемом истребителе X-3.
А вот информационное агентство "Оружие России" сообщает по этому поводу следующее. Японский Х-2 по факту, как считают некоторые аналитики, «является ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31». С последним утверждением можно и поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по конструкции он ближе к классическому F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35.
Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое - обида Страны восходящего солнца, второе - ее амбиции, а третье - меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.
Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 - только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на новый уровень. Япония пытается догнать и Россию, и Соединенные Штаты. А с точки зрения военно-политической, истребитель явно выглядит как сигнал для Китая. По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать.
По данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в воздушное пространство страны. По сравнению с 2014-м количество таких инцидентов выросло на 23 процента. Видимо, Япония уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой от китайского воздушного вторжения.
Основная нагрузка по проекту ляжет на три компании. Mitsubishi Heavy Industries будет заниматься финальной сборкой и проверкой качества. На IHI Corporation будет возложено производство 17 видов деталей и вооружения. Mitsubishi Electric Corporation займется созданием радаров. Общая сумма контракта составляет 87,7 миллиарда иен (около 914 миллионов долларов).