Militarytimes

Россия хочет свой собственный AWACS

Портал sdelanounas.ru сообщает, что конструкторы ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» запатентовали реактивный самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования. Он оснащен системой антенн кругового обзора и может взлетать с трамплина авианосца. Об этом уведомляет сайтФедеральной службы по интеллектуальной собственности. 

Патент действует с 18 марта 2014 года, однако опубликован он только в январе 2016 года. Самолет выполнен по схеме «низкоплан» с V-образным хвостовым оперением. Центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла. «Центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор», - говорится в патентной документации.

ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"

По словам разработчиков, конструкция воздушного судна обеспечивает расширение зоны кругового освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования экипажа, а также легкий доступ в обтекатели антенн радиотехнического комплекса (РТК).

При этом схема самолета позволяет использовать ее для создания беспилотного варианта. Двигатели воздушного судна - реактивные, предусмотрено их оснащение форсажными камерами для старта с коротких ВПП или с трамплинов авианесущих кораблей

В ТАНТК им. Бериева отказались комментировать информацию о патенте, в организацию направлен соответствующий запрос. Главный конструктор белорусского 558-го авиаремонтного завода Владимир Чмырев рассказал FlotProm, что малозаметность самолету может обеспечить, например, особенное покрытие или уменьшение отражающей поверхности.

«Малозаметность с точки зрения электронных средств достигается применением новых, а именно широкополосных, сигналов, - добавил эксперт. - Обладая небольшой излучаемой мощностью, самолет становится малозаметным, при этом сам он способен захватывать очень удаленные цели».

А вот сайт aviator-guru.ru узнал некоторые небезынтересные подробности. Сайт цитирует  FlotProm: аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора. Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.

В Советском Союзе велась разработка нескольких проектов палубных самолетов дальнего радиолокационного обзора, однако ни один из них не был реализован на практике. Наибольших успехов добилось Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева, создававшее самолет Як-44 с середины 1970-х годов. В 1993 году проект закрыли. К этому времени специалисты собрали и испытали на палубе один макет самолета.

ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"

Согласно патенту, самолет радиолокационного обзора может быть выполнен по традиционной самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Крыло имеет массивные корневые наплывы, в которых планируется разместить антенны радиолокационной станции.

А на сайте tvzvezda.ru поясняется, что техническое решение, которое конструкторы выбрали в качестве прототипа, наиболее близко к семейству винтовых палубных самолетов РЛДН Е-2 «Хоукай» и советскому проекту Як-44Э. Запатентованная схема позволяет создать беспилотный вариант самолета.