Портал "Военное обозрение" презентует новейшую систему малого ракетного вооружения США: это более серьёзный тип тактического ракетного вооружения воздушного базирования (с возможностью опционального расширения для наземного пуска), которое способно создать серьёзные проблемы подразделениям сухопутных войск многочисленных государств мира, включая СВ России.
Речь идёт о перспективной многоцелевой тактической ракете JAGM («Joint Air-to-Ground Missile»), предназначенной для нанесения точечных ударов по многочисленным видам стационарных и подвижных целей (от бронетанковых юнитов и надводных кораблей малого водоизмещения до хорошо защищённых наземных опорных пунктов).
Последние успешные испытания детища «Lockheed Martin» и «Raytheon» на подвеске носителя были проведены 5 января 2018 года, на базе ударного вертолёта AH-1Z «Viper» Корпуса морской пехоты США, поднявшегося с аэродрома ВМС США Патаксент-Ривер. Пилот и оператор систем «Вайпера» полностью протестировали работоспособность цифровой шины обмена данными (по-видимому, - MIL-STD-1760) между комплексом управления вооружением вертолёта и всеми тремя модулями 3-х диапазонной головки самонаведения, что обеспечит разработчика необходимыми данными для доводки ракеты под гибкого её применения в различных метеорологических условиях. Далее должны последовать огневые натурные испытания JAGM c борта ударной винтокрылой машины, которые позволят осуществить доводку радиоканала коррекции траектории полёта JAGM на маршевом участке, предназначенного для реализации концепции «пустил забыл». При этом, JAGM сможет получать целеуказание от нескольких наземных или воздушных сторонних источников-средств оптико-электронной, радиотехнической или радиолокационной разведки, которые также позволят производить мгновенное перенацеливание тактической ракеты уже на траектории.
Предыдущее испытание опытного образца JAGM, проведённое 25 мая 2016 года, было лётным, где в качестве пусковой платформы-носителя был использован беспилотный ударно-разведывательный летательный аппарат MQ-1C «Grey Eagle». Тогда ракета смогла уничтожить подвижную цель, в роли которой выступил грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 35 км/ч. Напомним, что программа разработки передовой тактической ракеты «Joint Air-to-Ground Missile» изначально стартовала в соответствии со 125-миллионным контрактом, заключённым между Сухопутными войсками США и консорциумом «Boeing - Raytheon» ещё в 2008 году, и уже через 2 года на полигоне «White Sands» («Белые Пески», штат Нью-Мексико) были проведены первые натурные испытания со специализированной наземной наклонной пусковой установки. Полученная информация стала базой для продолжения развития проекта уже в рамках переподписанного 8 сентября 2015 года контракта в составе консорциума «Локхид Мартин - Рэйтеон». Из этой информации делаем вывод, что, несмотря на трёхлетнюю «пробуксовку» программы, JAGM всё же готова обрести оперативную боевую готовность уже к 2020 году. Автоматически появляется животрепещущий для военнослужащих и экспертов вопрос: какими «критическими» боевыми параметрами, представляющими угрозу для наших СВ, обладает новая тактическая ракета 3-го поколения.
Для этого необходимо рассмотреть особенности системы наведения, а также силовой установки перспективного изделия. В частности, предназначенная для замены тяжёлых противотанковых/тактических ракет семейств AGM-114 «Хеллфаер», AGM-65 «Maverick» и BGM-71F «TOW-2B» передовая JAGM является достаточно сложным концептуальным и конструктивным гибридом ПТУР AGM-114R «Hellfire Romeo» (вариант для использования с надводных, наземных и воздушных носителей), AGM-114K «Hellfire II» (модификация с ПАЛГСН повышенной помехозащищённости), AGM-114L «Longbow Hellfire» (версия с АРГСН), а также малоразмерной «узкой бомбы» GBU-53/B. Специалисты «Raytheon» и «Lockheed Martin» отобрали все наилучшие элементы от вышеуказанных средств ВТО, а затем интегрировали их в проект JAGM. На выходе получилась многоцелевая ракета, оснащённая трёхдиапазонной головкой самонаведения, представленной инфракрасным модулем, активным радиолокационным датчиком миллиметрового Ka-диапазона с частотой работы 94 ГГц и разрешением около 1 м, а также каналом полуактивного лазерного наведения. Таким образом, ракета JAGM по гибкости применения в сложной помеховой обстановке опережает даже всем известную «Brimstone-2» от западноевропейского концерна MBDA. Так, последняя снабжена лишь активным радиолокационным и полуактивным лазерным каналами самонаведения, что делает ракету малоэффективной в случае применения наземными подразделениями противника мощных средств РЭБ и постановки дымовой завесы, в то время как JAGM в такой ситуации может переключиться на инфракрасный канал самонаведения.
Эффективность ИК-канала также можно заметно снизить, оснастив бронетехнику такими комплексами, как «Накидка» (снижает тепловое излучение от моторно-трансмиссионного отделения в 2-3 раза), либо недавно разработанная Московским высшим общевойсковым училищем (МосВОКУ) так называемая «тепловая шапка», отводящая поля с наибольшей инфракрасной сигнатурой танков, БМП или БТР за пределы их физических силуэтов. Тем не менее, в боевой обстановке 3 канала наведения JAGM делают своё дело, заметно осложняя жизнь экипажам бронетанковых юнитов. В наибольшей мере это касается того большинства машин, которые не оснащаются комплексами активной защиты, либо действуют в составе бригад, прикрываемых стандартными зенитно-ракетными самоходными комплексами «Тор-М1», «Тор-М2У», «Тор-М2КМ», «Тунгуска-М1» и «Панцирь-С1». В чём же здесь заключается первостепенная проблема?
Несмотря на то, что многоцелевая ракета JAGM имеет схожие геометрические параметры с ПТУР AGM-114L «L ongbow Hellfire» (помимо разницы в длине, которая у первой на 170 мм больше и достигает 1800 мм), её однокамерный твердотопливный ракетный двигатель от компании «Aerojet» c пониженными показателями дымообразования (благодаря отсутствию окиси алюминия) обладает невысокой скоростью горения, благодаря чему на протяжении большого отрезка траектории JAGM не подвержена такому явлению, как баллистическое торможение. В результате этого, дальность действия перспективной ракеты достигает 16 км при пуске с подвески низколетящего ударного вертолёта и 28 км - с подвески средневысотного БПЛА или палубного истребителя F/A-18E/F «Super Hornet». Мы остановимся на рассмотрении тактики использования JAGM с борта ударного вертолёта, огибающего рельеф местности.
Любопытно, что еще в 2010 г. компетентый портал "Информационная новостная система "Ракетная Техника" опубликовал со ссылкой на материалы С.В. Гуровыа (г.Тула) информацию об этой новой ракете.
Опытная многоцелевая управляемая ракета класса "воздух-земля" JAGM предназначена для поражения бронированных целей, патрульных кораблей, артиллерийских систем, ракетных пусковых установок, позиций радиолокационных станций, узлов управления и связи, фортификационных сооружений, объектов инфрастуктуры населенных и административных пунктов противника.
Разработка единой унифицированной ракеты воздушного базирования в интересах армии, ВМС и корпуса морской пехоты США по программе Joint Air-to-Ground Missile (JAGM) ведется с 2007 года. В разработке JAGM на конкурсных условиях принимают участие две группы компаний, во главе которых в качестве головных разработчиков стоят Lockheed Martin и Raytheon. JAGM является продолжением программы AGM-169 Joint Common Missile (JCM), законченной в 2007г.
Первоначально армия США планировала оплачивать разработку ракеты обеим компаниями, но из-за бюджетных ограничений с 2011 года выбрала только одного разработчика - Lockheed Martin. Компания Raytheon продолжает разработку на собственные средства, но не исключено возобновление финансирование ее работ за счет бюджетных средств. Таким образом, под общим обозначением JAGM, в настоящее время, по-существу, понимаются два самостоятельных проекта степень унификации которых неизвестна.
Ракета JAGM предназначена для замены существующих систем AGM-114L Hellfire, Hellfire Longbow, XGM-71 TOW, AGM-65 Maverick и отличается большей эффективностью, дальностью, оперативной гибкостью, высоким уровнем поддержки при меньшей себестоимости по сравнению с прототипами.
В соответствии с техническим заданием на разработку JAGM запланирована для размещения на следующих носителях:
Начало поступления ракеты JAGM в составе вооружения армейского вертолета AH64D, ударного вертолета AH 1Z корпуса морской пехоты и истребителя F/A-18E/F ВМС США намечено на 2016 год. Истребитель Super Hornet может нести до 18 управляемых ракет JAGM, в отличии от 4 ракет Maverick. Принятие на вооружение JAGM для вертолета MH 60R, армейского самолета OH-58, модернизированного вертолета Kiowa Warrior и армейской многоцелевой беспилотной системы расширенного диапазона ERMP - на 2017 год.
По предварительной информации, только на начальной стадии сухопутные войска, ВМС, ВВС и корпус морской пехоты собираются закупить порядка 35 тысяч УР JAGM, а общее количество приобретаемых ракет может достичь 100 тысяч штук. Полная стоимость программы составляет порядка 7 млрд. долларов.