На случай установки противником минно-взрывных заграждений войска нуждаются в различных средствах, позволяющих проделывать проходы для техники и пехоты. К настоящему времени был создано большое количество разнообразных систем для траления мин, использующих самые разные способы борьбы с заграждениями. Один из самых интересных методов удаления мин с пути наступающих войск предлагалось использовать в проекте турбореактивного минного тральщика «Объект 604».
В начале шестидесятых годов советская армия пожелала получить новую специализированную технику, способную проделывать в минных полях противника проходы большой ширины. Существующие катковые тралы и т.п. системы не в полной мере соответствовали обновленным требованиям, из-за чего было принято решение о создании совершенно нового образца бронетехники. 25 октября 1961 года требования военного ведомства были закреплены новым постановлением Совета министров СССР. В соответствии с ним, в обозримом будущем промышленность должна была представить самоходную машину-тральщик, построенную на шасси серийного среднего танка Разработка перспективного проекта поручалось омскому конструкторскому бюро ОКБ-174. Главным конструктором назначался А.А. Моров, ведущим конструктором – А.А. Ляхов. В соответствии с существующей системой обозначений новых проектов перспективный тральщик получил рабочее название «Объект 604». Кроме того, предлагалось дополнительное название, указывавшее на предназначение машины, – «Турбореактивный минный тральщик» или ТМТ.
Перспективная инженерная машина должна была строиться на шасси среднего танка Т-55, к тому времени хорошо освоенного армией Советского Союза и отличавшегося достаточно высокими характеристиками. С имеющегося шасси следовало удалить все ненужные агрегаты, после чего оно должно было получить два турбореактивных двигателя типа Р11Ф-300. Двигатели планировалось оснастить специальным сопловым устройством, обеспечивающим траление и выброс грунта вместе с минами за пределы проделываемого прохода.
Предполагаемый принцип работы машины ТМТ / «Объект 604» был достаточно прост. Двигаясь по минному полю с включенными турбореактивными двигателями, она должна была направлять реактивные струи на грунт и буквально сдувать его вместе с установленными минами. Мощность использованных двигателей, по расчетам, позволяла избавляться как от легких противопехотных, так и от более тяжелых противотанковых мин. В отличие от существующих колейных тралов, новая инженерная машина должна была создавать сплошные проходы шириной до нескольких метров, пригодные для использования людьми и техникой.
Переоборудование существующего танка с использованием дополнительных реактивных двигателей само по себе не являлось сложной задачей. Более трудным был вопрос создания соплового устройства, способного осуществлять траление по всей ширине корпуса машины и за его пределами. Насколько известно, для этого на ранней стадии проекта «Объект 604» был спроектирован и построен опытный образец с экспериментальным набором оборудования.
Как показывают сохранившиеся фотографии, уже на этом этапе были определены некоторые особенности компоновки будущего тральщика. Так, турбореактивные двигатели помещались на кормовой части надгусеничных полок, для чего на них и на корпусе появились соответствующие удерживающие устройства. Перед двигателями, установленными соплом вперед, помещались металлические короба, необходимые для распределения потока реактивных газов. В экспериментальном проекте предлагалось использование двух труб прямоугольного сечения, отходящих от коробов до лобовой части машины. На переднем конце каждой трубы находился раструб. Кроме того, вдоль левого борта корпуса проходила дополнительная труба круглого сечения. Передняя ее часть располагалась с наклоном, из-за чего выходящие из нее газы должны были сдувать грунт в сторону. Экспериментальный образец, при помощи которого отрабатывался состав специального оборудования
Подобный опытный образец прошел испытания и подтвердил принципиальную возможность траления мин при помощи струй реактивных газов. В то же время, существующие трубы и сопловые устройства не показывали требуемую эффективность работы. С учетом результатов испытаний был создан новый вариант проекта. В нем предусматривалась значительная переработка систем выдачи раскаленных газов. Кроме того, на этот раз «Объект 604» должен был получить защиту всех новых узлов и агрегатов.
В качестве основы для машины ТМТ должен был использоваться серийный средний танк Т-55. Особые требования к новому проекту привели к необходимости серьезной переделки существующей техники. В первую очередь, сотрудники ОКБ-174 изменили конструкцию броневого корпуса. Танк должен был лишаться башни и верхней части корпуса. Вместо них новым проектом предлагалась установка более высокой надстройки, способной вместить все необходимые агрегаты. При такой переделке серьезно изменялся внешний вид машины.
«Объект 604» получил новый лобовые листы измененной формы и иной толщины. Катаные броневые листы толщиной 80 мм (верхний) и 60 мм (нижний) размещались под углом 55° к вертикали. Нижний лист отличался увеличенной шириной и вырезами для монтажа агрегатов системы траления. Верхний был заметно уже и выполнял функции передней стенки обитаемого отделения. С лобовой деталью соединялись борта толщиной 45 мм. Основная часть надстройки занимала около половины общей длины корпуса. Позади нее высота корпуса сокращалась до исходных значений.
Самым серьезным изменениям подверглась компоновка бронемашины. Передний отсек теперь отдавался под размещение отделения управления. Бортовые и кормовая стенки обитаемого объема выполнялись из броневой стали и оснащались теплоизоляцией. Под отделением управления и позади него размещались крупные баки для транспортировки авиационного топлива. Использовались две емкости общим объемом 1500 л. Кроме того, рядом с ними находились баки горючего, предназначенного для танкового двигателя. Кормовой отсек корпуса по-прежнему вмещал моторно-трансмиссионное отделение.
По бокам от обитаемой рубки предлагалось размещать специальное оборудование. На каждом борту предусматривалась установка специальных броневых кожухов многоугольной формы, необходимых для монтажа турбореактивных двигателей. Кожухи состояли из листов толщиной от 20 до 60 мм. По неким причинам, бортовые кожухи разделялись на две части. Кормовые агрегаты кожухов отличались наклонным задним срезом, прикрытым защитной сеткой. Между двигателями и их защитой оставалось небольшое пустое пространство. Экспериментальная машина осуществляет траление
Являясь модификацией серийного среднего танка, турбореактивный минный тральщик должен был использовать такую же силовую установку. В кормовом отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент двигателя выдавался на ведущие колеса кормового расположения. В связи с перемещением поста управления механика-водителя пришлось доработать средства управления трансмиссией.
Ходовая часть «Объекта 604» основывалась на существующих изделиях, однако имела некоторые характерные черты. На каждом борту помещалось по пять опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. В связи с изменением нагрузок на шасси расположение катков было скорректировано. Теперь увеличенный интервал присутствовал перед пятым катком, а не перед вторым, как у базового танка. В передней части корпуса находились ленивцы с механизмами натяжения, в корме – ведущие колеса.
Под крупными бортовыми кожухами тральщик должен был нести два турбореактивных двигателя Р11Ф-300. Это изделие было создано в середине пятидесятых годов для оснащения новейшего истребителя МиГ-21. Впоследствии двигатели этого семейства устанавливались на некоторые другие отечественные и зарубежные самолеты. Двигатель имел длину 4,61 м и максимальный диаметр 825 мм. Сухая масса изделия – 1120 кг. Максимальная тяга двигателя достигала 3880 кгс, при использовании форсажной камеры – 6120 кгс.
Авиационный двигатель предлагалось монтировать сбоку от обитаемой рубки «задом наперед». Его компрессор должен был находиться внутри заднего бортового кожуха, тогда как передний вмещал камеру сгорания, турбину и форсажную камеру. Такой способ установки двигателя привел к необходимости использования теплоизоляции отделения управления. Со штатным соплом двигателя сопрягалось сопловое устройство оригинальной конструкции. Выйдя из двигателя, газы попадали в трубу-тоннель близкого к прямоугольному сечения. Такая труба выходила из нижней части кожуха и укладывалась на надгусеничную полку. Над крылом гусеницы труба изгибалась, и ее передний срез оказывался над грунтом.
Для обеспечения работы реактивных двигателей машина ТМТ имела на борту два бака на 1500 л авиационного топлива. В одном отделении с ними располагались емкости для дизельного топлива, потребляемого основным двигателем. В связи с существующими рисками на поле боя было решено оснастить бронемашину сразу двумя системами пожаротушения. Первая заимствовалась у танка Т-55 и отвечала за безопасность моторного отсека. Задачей второй была борьба с возгораниями в топливном отсеке. Интересно, что при разработке этой системы самым активным образом использовались компоненты авиационных средств пожаротушения. Полноценный прототип ТМТ
Управлять турбореактивным минным тральщиком «Объект 604» должен был экипаж из двух человек: механик-водитель и командир-оператор. Экипаж находился в обитаемом отсеке рубки корпуса. Водительское место находилось у левого борта отсека, командирское – у правого. Оба члена экипажа располагали собственными люками в крыше корпуса. На люках монтировались смотровые приборы. Командирский люк, кроме того, оснащался прожектором. При тралении, практически исключающем наблюдение за местностью, водитель должен был выдерживать заданное направление при помощи гирополукомпаса ГПК-48. В распоряжении экипажа имелись две радиостанции.
Перспективная инженерная машина не должна была нести собственное оружие. В то же время, экипаж имел некоторые средства самообороны. На случай вступления в бой в укладках обитаемого отсека предлагалось хранить два автомата АК с несколькими магазинами, 12 ручных гранат и сигнальный пистолет с боекомплектом.
В кормовой части корпуса помещалось устройство для разметки прохода. Во время движения машины по минному полю оно должно было сбрасывать на грунт пиротехнические знаки. Наблюдая за огнем и дымом от сбрасываемых изделий, наступающие войска могли определять направление движения и безопасную зону, очищенную от взрывных устройств.
Несмотря на значительное изменение конструкции корпуса, отказ от башни и установку новых агрегатов, тральщик по своим габаритам не должен был серьезно отличаться от танка Т-55. При этом, однако, он был заметно длиннее за счет передних сопловых устройств и кормовых частей кожухов двигателей. Боевая масса машины определялась на уровне 37 т. Некоторое сокращение удельной мощности не должно было негативным образом сказаться на подвижности. «Объект 604» мог развивать на шоссе скорость до 45-50 км/ч; на пересеченной местности скорость сокращалась вдвое. Запас хода по топливу не превышал 190 км.
К середине 1963 года ОКБ-174 завершило создание нового проекта, после чего стартовало строительство опытного тральщика. На испытания эту машину отправили в четвертом квартале того же года. Вскоре были проверены ходовые качества турбореактивного тральщика, после чего стартовали испытания нового специального оборудования. Ходовые испытания показали, что подвижность инженерной бронемашины осталась на уровне базового среднего танка. Во всех условиях она могла работать в одних боевых порядках с другой бронетехникой. Вид на левый борт, заметны доработки ходовой части
Принцип траления при помощи новой аппаратуры был достаточно прост. Приблизившись к минно-взрывному заграждению, экипаж должен был устанавливать «боевой курс», включать турбореактивные двигатели, а также переводить в рабочее состояние средства разметки. После этого можно было выдвигаться на минное поле и проделывать проход.
Два двигателя создавали тягу до 6120 кгс каждый. Поток реактивных газов при помощи сопловых устройств направлялся на грунт с установленными в нем минами. Скорость и объем газового потока оказывали самое серьезное воздействие на грунт перед тральщиком. Газы буквально разрывали и сдували верхний слой почвы. При работе на грунтах с дерновым покрытием проделывалась траншея глубиной до 500 мм. Траление на снегу позволяло углубляться на 600 мм. Два сопловых устройства, смонтированные на бортах корпуса, разрабатывали и удаляли в стороны грунт на участке шириной не менее 4 м. Под воздействием реактивных газов частицы почвы разлетались вперед и в стороны. Вместе с ними поток извлекал из грунта и выбрасывал мины любых типов. При проделывании прохода в минном поле «Объект 604» должен был двигаться со скоростью около 3-4 км/ч.
Очевидно, после успешных испытаний опытного образца ТМТ / «Объект 604», подтвердивших жизнеспособность оригинального принципа траления, было принято решение о разработке еще одной подобной машины. На этот раз специалистами ОКБ-174 был создан турбореактивный минный тральщик на основе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. Машина с рабочим обозначением «Объект 606» получила обновленный корпус с уменьшенной толщиной лобовой бронезащиты. По бокам от обитаемой рубки располагались двигатели и прочее специальное оборудование, заимствованное из проекта «Объект 604». Новый вариант тральщика весил 47 т и по своим характеристикам подвижности почти не отличался от базовой САУ.
Какие-либо сведения о строительстве и испытаниях тральщика «Объект 606» отсутствуют. Нельзя исключать, что этот проект так и остался на бумаге, не дойдя даже до стадии строительства опытного образца.
Опытный образец турбореактивного минного тральщика ТМТ / «Объект 604» прошел испытания и показал свои возможности, подтвердив способность проделывать крупные проходы в любых минно-взрывных заграждениях. Тем не менее, машину не рекомендовали к принятию на вооружение. По-видимому, главной причиной отказа военных от интересного образца стали не самые хорошие экономические показатели. При всех своих преимуществах, оригинальный тральщик имел ограниченные боевые характеристики, а кроме того, оказывался достаточно дорогим в эксплуатации. Инженерная машина в процессе траления
Главные проблемы ТМТ были связаны с выбранным способом траления. На борту машины находилось два турбореактивных двигателя Р11Ф-300, каждый из которых имел удельный расход топлива 0,94 кг/кгс∙ч на крейсерском режиме и 2,35 кг/кгс∙ч на форсажном. Таким образом, за час работы на крейсерском режиме каждый двигатель должен был потреблять более 3,6 т горючего. При переходе на форсаж часовой расход топлива превышал 15 т для каждого из двух двигателей. Тем не менее, в два топливных бака общей емкостью 1500 л можно было залить порядка 1150 кг керосина.
Нетрудно подсчитать, что имеющегося запаса авиационного топлива хватило бы на траление продолжительностью около 10 минут при крейсерском режиме работы двигателей, а включение форсажной камеры сокращало бы этот срок в несколько раз. Таким образом, даже при экономии топлива «Объект 604» на одной заправке мог бы проделать проход длиной не более 600-700 м, после чего нуждался в дозаправке. Вряд ли бронемашина с такими возможностями могла бы обеспечить полноценное наступление войск по опасному участку.
Проблема недостаточной «дальности хода» при тралении могла решаться двумя способами: использованием более экономичного двигателя или увеличением емкости баков для керосина. По-видимому, возможности использовать иные авиационные двигатели отсутствовали. Увеличение запаса топлива, в свою очередь, было связано с необходимостью серьезной перекомпоновки внутренних объемов корпуса. Таким образом, реальные возможности повысить характеристики «Объекта 604» до приемлемых значений попросту отсутствовали.
Недостаточные рабочие характеристики и невозможность их повышения привели к закономерному результату. Не позднее 1964-65 года проект ТМТ / «Объект 604» был закрыт. Та же судьба постигла и аналогичную разработку на базе самоходки