В японском императорском манифесте говорилось следующее: «Мы объявляем войну России и приказываем Нашим армии и флоту всеми вооруженными силами начать враждебные действия против этого государства, а также Мы приказываем всем поставленным от нас властям употребить все силы, при исполнении своих обязанностей во всем согласно с полномочиями, для достижения народных стремлений при помощи всех средств, дозволенных международным правом.
...Мы всегда стремились поощрять мирное преуспевание Нашей Империи в цивилизации, укреплять дружественную связь с другими державами и поддерживать такой порядок вещей, который обеспечивал бы на Дальнем Востоке прочный мир... Вопреки Нашим желаниям, Нам, к несчастью, приходится начать враждебные действия против России... Нам не удалось обеспечить мир путем переговоров. Теперь Нам остается обратиться к оружию».
Накануне 9 февраля 1904 года был обнародован Высочайший манифест Императора Николая II: «В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на предложенный японским правительством пересмотр существовавших между обеими империями соглашений по корейским делам. Возбужденные по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений с Россией.
Не преуведомив об этом, что перерыв таковых сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура.
По получении о сем донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооруженной силой ответить на вызов Японии.
Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимой верой в помощь Всевышнего и в твердом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословление Божие на доблестные Наши войска армии и флота».
О причинах войны можно сказать следующее. Большинство историков считает, что на первом месте во всей русской политике первой половины царствования Императора Николая II стояли вопросы Дальнего Востока — «большая азиатская программа»: во время своей встречи в Ревеле с Императором Вильгельмом II русский император прямо сказал, что рассматривает укрепление и усиление влияния России в Восточной Азии как задачу именно своего правления.
Основным препятствием к русскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, неизбежное столкновение с которой Николай II предвидел и готовился к нему как в дипломатическом, так и в военном отношении.
У Японии были свои планы: она стремилась вытеснить Россию из экономически и политически выгодных позиций, а затем захватить весь Дальний Восток, громадную территорию до Байкала, Сахалин, Чукотку.
В конце декабря 1903 года Главный штаб в докладной записке Николаю II обобщил всю поступившую разведывательную информацию: из неё следовало, что Япония полностью завершила подготовку к войне и ждёт лишь удобного случая для атаки ( сегодня известно, что ей активно помогала Англия, извечная соперница России — явная или скрытая). Кроме реальных доказательств неизбежности войны, русская военная разведка смогла установить и практически точную дату её начала. Однако никаких экстренных мер со стороны окружения Николая II не последовало. Нерешительность высших должностных лиц привела к тому, что ни один из планов подготовки кампании против дальневосточного соседа, составленных А. Н. Куропаткиным, Е. И. Алексеевым и Главным морским штабом, не был осуществлён до конца.
Япония накануне войны имела небольшую, но хорошо подготовленную мобильную и вооруженную новой техникой кадровую армию. В ее рядах насчитывалось более 15 тыс. человек, 1140 орудий и 147 пулеметов. Военно-морской флот насчитывал 80 боевых кораблей. В их число входили 6 эскадренных броненосцев, 8 броненосных крейсеров, 12 линейных кораблей, 27 эсминцев и 19 малых миноносцев.
Но по сравнению с Россией это было ничто. Россия имела крупнейшую в мире кадровую армию. Ее состав насчитывал 1 млн 135 тыс. человек. Несмотря на это на Дальнем Востоке охраняли рубежи большой страны всего около 98 тыс. военнослужащих (два корпуса). Заамурский корпус пограничной стражи имел личный состав 24 тыс. человек при 143 орудиях и 8 пулеметах. Стоит учитывать тот факт, что даже эти силы были разбросаны на необъятной территории Маньчжурии, Забайкалья и Приморья. Русский флот здесь тоже базировался. На Дальнем Востоке границы с моря держали 63 корабля различных классов: 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 легких крейсеров, 27 эсминцев, 10 миноносцев, 2 минных заградителя и другие. Японцы, конечно же, прекрасно знали о том, что большинство русских кораблей сильно устарели, другие — нуждались в ремонте. Японцы же с помощью англичан значительно обновили свой флот, оснастку и вооружение. Не удивительно, что к 1904 году вооруженные силы Японии превосходили русские силы на Дальнем Востоке в численности личного состава более чем в 3 раза, в количестве артиллерийского вооружения и того больше — в 8 раз, кораблей — в 1,3 раза. С таким вот неравным балансом подошла Россия к началу военных действий в Тихоокеанском бассейне.
Это привело к некоторым поражениям на первоначальном этапе, но потенциал стран был настолько разновелик, что Японию ждало неминуемое катастрофическое поражение. Однако Запад, который всегда стремился к ослаблению России, оказал японцам мощную дипломатическую, а также диверсионную поддержку (речь - о стимулировании первой русской революции). Это привело к тому, что Россия согласилась на подписание мирного договора, не доведя войну до полного разгрома алчного соседа.