В комментариях, к посту про Н.С. Хрущева. всплыла интересная история, на тему уничтожения аквалангиста-диверсанта Mi-6,Лайонелла Крэбба, который вел диверсионную работу под дном крейсера "Орджоникидзе", советским боевым пловцом Эдуардом Кольцовым.
Дабы предотвратить разногласия, сразу оговоримся, это лишь ОДНА из многих версий гибели легендарного диверсанта Лайонела Крэбба. Есть множество других версий, убийство его разведкой Mi-5, убийством снайпером с борта "Орджоникидзе", гибель от винта крейсера и другие.
А теперь самая интересная версия:
В начале войны Крэбб был наводчиком. В 1941 году он попал на флот. В 1942 году Крэбба отправили в Гибралтар, где он служил в подразделении по обезвреживанию мин и бомб. Крэбб обезвреживал итальянские магнитные мины, которые вражеские ныряльщики устанавливали на корпуса кораблей союзников. Первоначально работа Крэбба заключалась в обезвреживании уже снятых британскими пловцами мин; позднее Лайонел сам начал учиться нырять и стал одним из ныряльщиков, которые обнаруживали магнитные мины на судах в гавани Гибралтара. Ныряльщики иногда использовали спасательные аппараты Дэвиса, а часто ныряли без какого-либо снаряжения, у британцев не было даже ласт.
8 декабря 1942 года во время одной из атак экипаж итальянской управляемой торпеды — лейтенант Визинтини и старшина Магро — погибли, вероятно, от взрыва глубинной бомбы. Тела итальянцев были найдены британцами, а их ласты и акваланги стали использовать ныряльщики Сидни Ноулз и Крэбб.
За свою службу Крэбб был награждён медалью Георга и представлен к званию лейтенант-коммандера. В 1943 году он стал старшим офицером-ныряльщиком в Северной Италии, где очищал от мин порты Ливорно и Венеции; позднее он стал кавалером ордена Ордена Британской империи. В качестве ныряльщика Крэбб участвовал в расследовании подозрительной смерти польского генерала Владислава Сикорского, самолёт которого, B-24 Liberator, упал недалеко от Гибралтара в 1943 году.
В это время Лайонел получил прозвище Бастер (англ. Buster) в честь американского актёра и пловца Клэренса «Бастера» Крэбба. После окончания войны Лайонела перебазировали в Палестину; там он руководил командой ныряльщиков, которые обезвреживали мины, установленные бойцами подпольной организации «Иргун». После 1947 года Крэбб демобилизовался с военной службы.
MI6 рекрутировало Крэбба в 1956 году, чтобы исследовать дно советского крейсера «Орджоникидзе». В это время на борту крейсера находились глава СССР Н. С. Хрущёв и Н. А. Булганин, совершая дипломатический визит в Портсмут. По версии автора книги «Ловец шпионов» Питера Райта, Крэбб был послан исследовать гребной винт крейсера, о новой конструкции которого хотела знать британская морская разведка. 19 апреля 1956 года Крэбб произвёл погружение в гавани Портсмута и больше его живым никто не видел. Сосед Крэбба по комнате в отеле забрал все его вещи и даже вырвал страницу регистрации постояльцев с именами Крэбба и его напарника. Десять дней спустя, 29 апреля, Британское адмиралтейство объявило об исчезновении Крэбба во время выполнения задания в Портсмуте.
MI6 пробовало скрыть проведение разведывательной операции. 29 апреля, согласно поручению контр-адмирала Инглиса директор подразделения морской разведки Адмиралтейства объявил, что Крэбб пропал без вести во время операции по расследованию аварии секретного подводного аппарата в районе Стоукз-бэй. Советская сторона ответила заявлением, что команда крейсера «Орджоникидзе» видела боевого пловца около крейсера 19 апреля.
Британские газеты предполагали, что советские спецслужбы захватили Крэбба и увезли в Советский Союз. Британский Премьер-министр Энтони Иден, определённо расстроенный фактом проведения MI6 подобной операции без его согласия на территории Великобритании (это было прерогативой контрразведывательной службы MI5), заставил руководителя службы Джона Синклара подать в отставку. Энтони Иден заявил членам парламента, что в общественных интересах необходимо скрыть, при каких обстоятельствах погиб боевой пловец.
Немногим менее чем через 14 месяцев после исчезновения Крэбба, 9 июня 1957 года, около острова Пилсей Айленд было найдено всплывшее тело в снаряжении боевого пловца. У тела отсутствовали голова и обе руки, что делало опознание невозможным. Бывшая жена Крэбба и его гражданская жена Пэт Роуз не смогли идентифицировать тело, однако Сидней Ноулз показал, что у Крэбба был похожий шрам на левом колене. Следственные органы хотели оставить вопрос открытым, однако коронер объявил, что данных достаточно и найденное тело принадлежит Лайонэлу Крэббу.
Спустя 50 лет часть информации об этих событиях была рассекречена. 27 октября 2006 года британский Национальный архив обнародовал документы об операции с крейсером «Орджоникидзе». 9 ноября 2007 года газета The Independent сообщила, что правительство скрывало обстоятельства смерти Крэбба.
16 ноября 2007 года BBC и The Daily Mirror сообщили, что бывший советский боевой пловец Эдуард Кольцов заявил, что он обнаружил Крэбба за установкой магнитной мины на корпус крейсера «Орджоникидзе» около порохового погреба корабля и перерезал ему горло. В своём интервью для документального фильма Кольцов показал кинжал, который он якобы использовал, а также Орден Красной Звезды, которым его наградили за уничтожение Крэбба. На момент интервью Кольцову было 74 года и, по его словам, он хотел очистить свою совесть, рассказав, что именно произошло с Крэббом.
В издании газеты "Аргументы недели" в ноябре 2006-го года опубликовано письмо. Автор письма Э.П. Кольцов, по специальности боевой водолаз группы специального назначения «Барракуда», был участником дружеского визита в Англию трех кораблей Балтийского флота: крейсера «Орджоникидзе», эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный». Процитирую выдержки из него:
"….Подготовка похода проводилась на Балтике, в Минной гавани Таллина. Старались, чтобы в это время в Купеческой гавани, расположенной рядом, было меньше иностранных судов. Личный состав на кораблях был подобран с особой тщательностью. С учетом того, что на модернизированном крейсере имелись секретные установки, в том числе применяющиеся при швартовке корабля. Швартовка такого гиганта, как крейсер, требует ювелирного искусства.
Оперативное сопровождение похода осуществлялось начальником разведки, контр-адмиралом Тишковым. Было решено на случай возникновения в недружественной нам Англии какой-либо нештатной ситуации задействовать в полной мере не только аналитическую разведку, но и силовую. Были задействованы подводные пловцы из элитного подразделения разведки «Барракуда». Посвященные в мероприятия разведки должны были знать, как отличить разведчиков. Было принято решение одеть их в форму старших матросов, т.к. все остальные были старшины и малое количество матросов. Личный состав, конечно, об этом не знал.
В Портсмуте тысячи британцев встречали наш крейсер водоизмещением в 16 000 тонн. Он шел на швартовку кормой к причальной стенке со скоростью 30 узлов. Корма крейсера все ближе к пирсу, двигатели работают «полный назад», кажется, крейсер врежется в пирс. Команда «стоп машины», реверс, команда «полный вперед», бурун волны, крейсер замер на месте и нежно прислонился к пирсу. Такой мастерской швартовки морская держава еще не знала. Это был триумф ВМФ СССР. Что творилось на берегу, невозможно передать. Какой был восторг, некоторые даже плакали.
Когда высокие гости покинули корабль, он стал к стенке. Жителям и морякам Англии было разрешено его посещение. На палубе крейсера были накрыты фуршетные столы: икра, балыки, разносолы и, конечно, «Столичная». На следующий день в газетах появилась карикатура: коренастый русский моряк тащит двух худых и пьяных англичан, а из карманов у них торчат бутылки водки."
Далее в письме повествование идет от третьего лица:
"….В 02 часа ночи акустики, несущие круглосуточную вахту, доложили о непонятных шумах по правому борту. Для установки причин шумов немедленно с левого борта в воду нырнул боевой пловец. В таких случаях он в целях конспирации не имеет двусторонней связи, и все решения вынужден принимать самостоятельно. От этого зависит и его жизнь.
Спустившись с левого борта, пловец зашел со стороны кормы, чтобы находиться в тени пирса. Он увидел, что человек в легководолазном костюме крепит мину напротив пороховых погребов крейсера. Не зная вооружения диверсанта и его прикрытия, наш пловец принимает решение зайти к диверсанту снизу. Уйдя на глубину, задержав дыхание, чтобы его не выдали пузырьки воздуха, наш пловец резко дернул диверсанта за ноги. Когда его голова поравнялась с пловцом, он резким боковым ударом ножа перерезал вместе с дыхательными трубками горло диверсанта. Крэбб был очень маленького роста, щуплого телосложения. Наш пловец сначала даже испугался, подумав, что убил ребенка, но, рассмотрев его лицо, понял, что это взрослый мужчина.
Затянув у горла водолазный костюм, чтобы создать плавучесть, и по крови определив направление подводного течения, наш пловец отправил труп по течению. Так окончилась дуэль двух боевых пловцов. О происшествии было доложено по команде. Случай этот было решено засекретить. Победитель за образцовое выполнение задания, связанного с риском для жизни, и обеспечение спасения тысячи людей без всякой помпы был награжден орденом «Красной звезды». Акустик был также награжден».
Что касается мины, она была благополучно снята и отбуксирована в дальний конец пирса, где, возможно, находится и сейчас. Спустя какое-то время труп Крэбба был найден без головы. Рыбы, течение и колебания воды довершили дело, предотвратившее смерть безвинных и международный скандал".