Кирзовые сапоги
Каким бы первоклассным оружием ни была вооружена армия, без сапог она далеко не уйдет. И эта самая «ходовая» часть снаряжения нашей армии внесла немалый вклад в Победу.
Кирзовое чудо
Кирзовые сапоги неотделимы от образа русского солдата и даже стали своеобразным символом нашей армии. У людей, которым довелось служить, они вызывают массу противоречивых воспоминаний. Однако именно эта обувь оказалась оптимальным вариантом для нашей армии во время Великой Отечественной войны.
Обувка из латекса
История кирзы началась с открытием европейцами Патагонии. Патагонцы, или большеногие, получили свое прозвище неслучайно. Достигнув берегов современной Аргентины, европейцы не могли не заметить, что местные индейцы в плохую погоду опускают ноги в млечный сок деревьев – каучуконосов. Подсохнув, сок превращался в непромокаемую «обувь» точно по ноге, а следы от такой обуви вполне могли напугать кого угодно, ибо намного превышали размеры ног не только местных соседей патагонцев, но и самых рослых европейцев. Со временем чудо-сок получил название «латекс», и им заинтересовались европейские ученые.
Макинтош от Макинтоша
Первые удачные опыты с латексом провел шотландский химик Чарльз Макинтош (1766-1843). Он первым создал непромокаемую ткань, из которой Европа с энтузиазмом принялась шить макинтоши – теперь так называют плащи-дождевики из разнообразных материалов, но первые макинтоши делали исключительно из прорезиненной ткани, которую ученый создал при весьма необычных обстоятельствах.
Производя опыты с латексом, Чарльз Макинтош случайно испачкал брюки. Пытаясь оттереть пятно с помощью воды, Макинтош к своему удивлению обнаружил, что ткань его брюк приобрела водоотталкивающие свойства.
Русский вклад
Изобретение Макинтоша окрылило химиков. Опыты продолжались, и где-то в году 1840-м на фабрике в английском городе Спрингфилд кто-то додумался производить ткань для производства «обуви для обуви». Идея производства защитной обуви из ткани оказалась привлекательной.
Химики экспериментировали до тех самых пор, пока не появилась кирза. Искусственный каучук был синтезирован в 1928 году русским химиком Лебедевым. Тогда-то и началось производство кирзы – непромокаемой ткани на хлопковой основе, покрытой водоотталкивающим составом.
Первая кирза была весьма непрочной. На морозе она затвердевала настолько, что становилась ломкой. От жары же она плавилась. Не исключено, что из-за своего несовершенства прорезиненная ткань XIX века в России стала называться исконно русским словом «кирза» (с ударением на первом слоге), означающим «слой замерзшей земли».
Кирзачи да телогрейка
В первые же дни Отечественной войны интендантские службы столкнулись с проблемой: во что обувать бойцов? Армейских башмаков с обмотками (на сотни тысяч добровольцев и призванных) катастрофически не хватало. И дело не в том, что сапоги не мог пошить – их просто не из чего было тачать. Натурального сырья в это время хватило только на то, чтобы обуть несколько десятков дивизий.
Родину спас химик Иван Плотников. На основе изобретения химика Лебедева он наладил производство кирзы в Вятке (впоследствии Кирове) на комбинате искусственных кож.
Материал быстро обрел неслыханную популярность, а обувь из него в короткий срок приобрела статус национальной, потому что была удобной, практичной и – что самое главное – доступной по цене вконец обнищавшему народу. Такой востребованностью и всенародной любовью в России пользовалась только телогрейка.
Сталинка за сапог
В августе сорок первого перед Плотниковым была поставлена задача: в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию изготовления «кирзы». В правительстве этот вопрос курировал лично зампред СНК Косыгин.
К ноябрю было налажено массовое производство кирзы. А уже 10 апреля 1942 года Плотникова наградили Сталинской премией второй степени в 100 тысяч рублей. К концу войны Советская армия насчитывала 10 млн. солдат, обутых в кирзовую обувь.
До настоящего времени кирзу выпускают по военным «рецептам», разработанным Плотниковым. Специалисты считают, что за всю историю «кирзачей» их произведено более 150 миллионов пар.
Подарок судьбы
Конечно кирзовые сапоги были далеки от совершенства, но все же, по сравнению с ботинками, выглядели подарком судьбы. Высокое голенище защищало ноги от влаги и неудобные обмотки были не нужны. Так что из двух зол солдаты выбирали меньшее – предпочитали кирзовые сапоги с их неизменными спутницами –портянками. Кстати, наша армия – единственная участница Второй мировой, снабжавшая своих солдат портянками, все остальные предпочитали носить обувь на носок. Нашим же солдатам оставалось обходиться длинным куском материи, защищавшим ноги от мозолей. С приходом морозов кирзовые сапоги из-за нехватки валенок превращались в зимнюю обувь. Чтобы нога меньше мерзла, ее заматывали двумя портянками – летней и зимней. Зимняя шилась из более толстой ткани, например байковой. Кроме того, изнутри сапог прокладывали газетами, которые тоже помогали удерживать тепло, благо это позволяло просторное голенище. Даже в такой «модифицированной версии» сапога передвигаться было проще, чем в валенках, так что и в лютые морозы многие солдаты оставались верны кирзачам. Голенища сапог служили своеобразным дополнительным карманом: там таскали ложку, финский нож, который можно было достать при атаке, или карту.
Светлое будущее
Война закончилась, а в кирзовые сапоги – культовую обувь советского периода – оказалась обутой большая часть населения страны. В них месили грязь на полях колхозники, ходили по бетонному полу заводских цехов рабочие, по-прежнему маршировали солдаты. После работы и в выходные дни выходили прогуляться по центральной сельской улице или по городскому парку тоже в кирзе, потому что другой обуви зачастую просто не имелось в наличии.
Сегодня кирзачи все также популярны и востребованы, как и 60 лет назад. Этот феномен – следствие проверенной поколениями высочайшей функциональности кирзы. В кирзе наш народ победил фашизм, построил объекты космической промышленности и ядерной энергетики. И поныне многие россияне борются в кирзе за место под солнцем.
СПРАВКА:
Кирза – многослойная прочная хлопчатобумажная ткань, пропитанная раствором каучука, подвергшаяся температурной обработке до пленкообразующего слоя. Лицевую поверхность кирзы имитируют под свиную кожу. Экономическая эффективность от внедрения кирзы в обувную промышленность составляла 30 млн. рублей в год.