Спецназ рещает все
В истории отечественных спецслужб драма, разыгравшаяся на взлетно-посадочной полосе в Уфе, стоит особняком. По сути, советскому спецназу, прибывшему к аэропорту, предстояло едва ли не впервые не просто взять штурмом самолет, захваченный террористами, вооруженными перочинными ножичками, а нейтрализовать двух дезертировавших военных, прихвативших с собой из военной части не только автомат Калашникова, но и пулемет.
Сложность ситуации заключалась в том, что перед бойцами спецназа внутри лайнера в случае проникновения находились не обычные уголовники, а солдаты, обученные и подготовленные к самым решительным действиям. Свои намерения идти до последнего дезертировавшие военные подтвердили чуть ранее, изрешетив милицейский уазик с двумя сотрудниками внутри.
Бывшие военные, добровольно переквалифицировавшиеся в убийц и террористов, оказались довольно хитры: отказались от доставки еды и воды со стороны, сделав упор на внутренние запасы для перелета. Отказ от продуктов и воды означал, что применение спецсредств, способных усыпить террористов, исключается и борт придется брать штурмом. Однако возникла еще одна сложность: у советского спецназа не было достаточно времени на подготовку молниеносного прорыва в самолет, да и случай захвата воздушного судна, откровенно говоря, был едва ли не первым за всю историю. Но тут спецназу пришел на помощь только что севший в том же аэропорту Ту-134Б, аналогичный захваченному. Командование решило дать спецназу время на подготовку и отработку штурма.
Офицеры сразу же решили проверить, сколько времени занимает путь от кабины пилотов (одной из точек входа) до первой площадки, с которой можно открывать огонь. Несколько прогонов показали, что быстро действовать внутри салона самолета можно было лишь сняв бронежилеты, а это – верная гибель. Однако, воспользовавшись тем, что солдаты имеют наркотическую зависимость и ранее уже приняли доставленный им наркотик, спецназ решил действовать.
Трапы, подогнанные к самолету, позволили за считанные секунды вытащить уцелевших пассажиров, и в 15 часов 10 минут прозвучал приказ на штурм. Вся операция, по словам экспертов, заняла не более восьми секунд. Молниеносный прорыв группы спецназа из хвоста самолета под командованием В. Н. Зорькина сопровождался забросом в салон двух светошумовых гранат, и ринувшийся на звук дезертир дал достаточно времени, чтобы из пилотской кабины по террористу влепил очередь уже другой офицер спецназа КГБ СССР.
Подонки, еще несколько часов угрожавшие расстрелять весь экипаж, заложников и взорвать самолет, были жестоко наказаны: бывший младший сержант 20-летний Николай Манцев был убит, а 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи ранен в ногу. Разбирая штурм спецназа, советские, а впоследствии российские специалисты сделали вывод, что сложившаяся ситуация была из разряда нерешаемых, однако грамотная серия действий позволила не просто «уболтать» террористов отпустить часть заложников, но и практически свела на нет возможность серьезного огневого противодействия со стороны противника.
Следует отметить также, что при штурме Николай Манцев все же успел нажать на спусковой крючок автомата и дать короткую очередь, однако по стечению обстоятельств все выпущенные пули ушли в потолок Ту-134. Подельник Манцева, которого бойцы спецназа ранили в ногу, впоследствии был вылечен, а затем по приговору суда расстрелян. Группа «А» КГБ СССР справилась с поставленной задачей всего за восемь секунд.
Сорок две секунды, которые могли изменить мир
В середине 1980-х годов уже доказавший свою эффективность спецназ КГБ СССР постепенно начинают привлекать к довольно непростым учебным мероприятиям, равных которым в мире еще не бывало. Группа специального назначения «Вымпел» КГБ СССР в декабре 1984 года привлекается в роли главных действующих лиц на учения под кодовым названием «Неман». Заброшенная в Беларусь группа играла роль злодеев, чьей основной задачей было выведение из строя стратегических промышленных объектов потенциального противника.
По итогам учений стало известно, что бойцы «Вымпела» условно уничтожили железнодорожный узел Калинковичи и нефтеперерабатывающий завод. Особенно «Вымпелу» удались условные диверсии на заводе синтетического каучука в Ярославле и на одном из ключевых объектов страны – Армянской АЭС. По изученным результатам была проведена колоссальная работа, в ходе которой скорректировали деятельность местных органов КГБ, написали с десяток необходимых инструкций, а сотрудники местных комитетов прошли соответствующее обучение и научились отражать подобные атаки. В 1988 году по инициативе Юрия Ивановича Дроздова, создателя и идеолога уникальных отрядов при КГБ СССР, были проведены учения, результат которых до сих пор не укладывается в голове. В Свердловской области силами бойцов «Вымпела» начата уникальная операция по проникновению и условной диверсии на Белоярской АЭС им. Курчатова, к которой отряд готовился больше месяца.
Сложностей у офицеров спецназа КГБ СССР хватало: местные чекисты, посвященные в детали учений, строго-настрого запретили бойцам проникать на территорию режимного объекта, поскольку охрана АЭС не станет разбираться, к какому управлению принадлежат люди, пытающиеся проникнуть на территорию, и просто откроет огонь на поражение. Тогда было предложено другое решение: офицеры «Вымпела» должны были нарисовать схему проникновения на объект с указанием всех слепых зон и слабых мест, через которые можно было незаметно прошмыгнуть на территорию особо охраняемого объекта.
Когда местные особисты изучили план спецназа и дали добро, выяснилось, что преодолеть периметр АЭС бойцы «Вымпела» смогли всего за 42 секунды и ни одна электронная система охраны не сработала. Случись такая «диверсия» в реальной жизни, это вполне могли бы быть 42 секунды, которые изменили бы мир окончательно и бесповоротно.
Спецназ против уголовников
В конце лета 1990 года в истории группы «А» случается боевая операция, по завершении которой становится понятно: «масть» и ранг бандита на скорость полета пули не влияют. 14 августа 22 офицера группы и 31 боец ОМСДОН срочно перебрасываются в Сухуми, где 75 отпетых уголовников-рецидивистов устроили бунт и захватили местный следственный изолятор. Ситуация складывалась крайне непростая и даже, как вспоминают историки спецслужб, крайне скверная.
«Осложнялось все тем, что у бандитов при себе имелось достаточно стрелкового оружия, которое они забрали из оружейной комнаты. По разным подсчетам, стрелкового оружия, изъятого у местного населения, хранилось около трех тысяч единиц. Добавляем к этому почти десять тысяч боеприпасов самых разных калибров и получаем результат: 75 зеков вполне могли отбить атаку батальона, засев в глухой обороне», – рассказывает в интервью «Звезде» офицер МВД СССР, подполковник Виктор Захаров.
В ходе долгих переговоров бандиты потребовали предоставить им микроавтобус, на котором они смогли бы покинуть осажденный изолятор. После того как требования бандитов были удовлетворены и, прикрываясь заложниками, рецидивисты погрузились в микроавтобус, по рации прозвучала команда «Штурм!». Молниеносная атака спецназа на микроавтобус с применением особых пиротехнических зарядов сопровождалась и началом штурма самого здания изолятора силами двух групп.
В итоге все бандиты, включая зачинщика бунта, матерого уголовника Павла Прунчака, были убиты при попытке сбежать в микроавтобусе, а после непродолжительного штурма был взят и сам изолятор. В ходе операции ранения получили лишь два человека – боец группы «А» и сотрудник УБСпН.
Блокадная «Сибирь»
Ни для кого уже не секрет, что залог эффективной работы бойцов специального назначения – постоянные тренировки. Однако от занятий по тактике и стрельбы на полигонах реальная боевая подготовка отечественного спецназа отличается более чем полностью. Учения с кодовым обозначением «Блокада» до сих пор остаются единственной учебной операцией, ничем не отличавшейся от боевой. Операций, подобных этой, нет, не было и, вероятно, никогда больше не будет в мировой практике.
«Блокада» разыгрывала фантастический, немыслимый для нормального человека сценарий с ядерным апокалипсисом в отдельно взятом районе и показывала, с какой легкостью можно поставить мир на грань всемирной катастрофы. Опыт освобождения самолетов, автомобилей, зданий у отечественного спецназа уже был. Но как быть, если захвачен атомный ледокол, подрыв которого не просто повторит чернобыльскую катастрофу, но и вообще положит конец жизни на обширной территории?
Сотрудники «Вымпела», традиционно привлекаемые для самых, на первый взгляд, нерешаемых задач, решили атаковать с трех направлений – с воды, воздуха и земли. Подробное описание уникальных учений, в которых даже роль «террористов» играли сотрудники спецподразделений, до сих пор держится в секрете, однако известно, что действовать парашютистам приходилось в условиях, которые даже кандидаты в мастера спорта по парашютному спорту называют отвратительными.
Задачей воздушной группы был не просто выход в район цели, но и высадка прямо на макушку ледокола «Сибирь», гордо возвышавшегося на мурманском Причале. Шквальный ветер, практически нулевая видимость и холод – условия не то что для избранных, для трижды избранных людей. Не лучше дела обстояли и у боевых пловцов, которые к предстоящим учениям готовились в ледяной воде. Кстати, именно боевые пловцы, участвовавшие в уникальных учениях, впоследствии и подтвердили, что все киношные способы подъема на борт корабля в стиле Джеймса Бонда не более чем фикция и выдумка сценаристов.
Старая добрая лестница длиной в восемь метров, которую боевые пловцы прихватили с собой – вот весь секрет быстрого прибытия на борт. Нулевая видимость, стрелка компаса, бегающая из стороны в сторону, ледяная вода и сплошные нарушения всех мыслимых профессиональных инструкций – далеко не полный список заготовленных для «вымпеловцев» трудностей. Однако, несмотря на непростые условия, группы, практически одновременно достигшие борта корабля, сосредоточились на палубе, после чего провели действия по зачистке помещений, не потеряв при этом ни одного сотрудника.
Учения «Блокада» показали, что именно в «Вымпеле» служат наиболее подготовленные и выносливые специалисты среди всех мировых подразделений специального назначения. На одного офицера «Вымпела», по словам экспертов, может приходиться по три-четыре специальности.
Норд-Ост и стальной кулак антитеррора
Об уникальности этой операции разговоры идут до сих пор. В застенках учебных классов специальных служб, на занятиях по огневой стрельбе, на лекциях по тактике ведения боя – везде то и дело звучит название отечественного мюзикла «Норд-Ост», трагически известного на весь мир. Несмотря на горечь утраты и шок, который страна пережила 13 лет назад, 23 октября 2002 года, последующий анализ работы российского спецназа показал, что самоубийственные, немыслимые и невозможные чисто физически операции российские спецподразделения проводить не разучились.
Офицеры спецназа, вышедшие на пенсию, о теракте в театральном центре на Дубровке говорить не любят. Слишком свежи воспоминания. Главную сложность, по словам экспертов, представляли не только сами террористы, готовые расстреливать заложников, но и взрывные устройства, доставленные к месту проведения теракта. Мощности взрывных устройств, по словам взрывотехников и тех, кто умеет отличать петарды от СВУ, хватило бы, чтобы похоронить всех людей, находящихся в здании за один присест.
Действия бойцов спецназа среди компетентных специалистов никто не ставит под сомнение даже на сотую долю процента, ведь если бы не они, то погибли бы все находящиеся внутри люди, а волна терактов продолжалась бы и дальше. Рано утром 26 октября спецназ получил команду штурмовать. Еще в темноте бойцы начали занимать места, с которых впоследствии они и начали движение внутрь комплекса.
Следует отметить и тот факт, что проработкой штурма занимался не один десяток человек, а в изучении скрытых подземных и других подходов к зданию были задействована добрая тысяча специалистов. Молниеносный штурм спецназа и работа спецназа ФСБ внутри здания показали, что с террористами разговор будет короткий. Несмотря на то что человеческих жертв избежать не удалось, главная опасность была нейтрализована: взрывные устройства, размещенные как в зале, так и на телах смертниц, не сработали.
При штурме бойцы спецназа столкнулись еще с одной сложностью: террористы имели при себе большое количество гранат, которые не стеснялись бросать под ноги наступающим бойцам, облаченным в бронешлемы и бронежилеты. Бесшумное оружие – еще один ключ к молниеносному решению поставленной задачи. Именно в начале нулевых на вооружении спецназа начинает появляться новое бесшумное вооружение, использование которого неподготовленный человек не определит, даже находясь в большом помещении.
Звуки и вспышки выстрелов, которые телезрители могли наблюдать во время репортажей с мест событий, по словам экспертов, не что иное, как ответный огонь террористов, которые поняли, что за ними пришли. Вся операция по уничтожению боевиков, захвативших в заложники без малого тысячу человек, длилась считанные минуты.
Будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...
- ЦРУ создало робота-стрекозу. Теперь нам известно, как он работает
- Софи Надим прошла специальную военно-морскую подготовку ВС США
- Двигатели 15% F-35 не работаютИ такая «деградация» наблюдается повсеместно
- Война за секретный танк на острове Даманский
- Т-34 - легенда и быль. ФОТО
- Война воздушных моторов. ФОТО
- Федеральные законы на право владеть оружием в США
- Вымирающие штурмовики. ФОТО