Китайские ВВС пугают своими возможностями
Компетентный портал "Военное обозрение" анализирует состояние китайских ВВС, которые полностьюпреобразились за истекшие полтора десятилетия. Почти одновременно с китайским Су-27СК под индексом J-11 в воздух поднялся другой истребитель - Chengdu J-10. Существует мнение, согласно которому J-10 проектировался с использованием информации, полученной от израильских инженеров из компании IAI, и поэтому в некоторой мере повторяет истребитель Lavi, так и не дошедший до серийного производства. Тем не менее, и на этот раз китайские авиастроители отрицают какую-либо связь с зарубежными конструкторами и продолжают позиционировать самолет J-10 исключительно как самостоятельную разработку за авторством компании Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG).
Рассматривая развитие истребительной составляющей ВВС Китая, нельзя не упомянуть закупленные у России самолеты. В настоящее время китайские военные летчики используют машины сразу нескольких типов: Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2. По своей численности эти самолеты проигрывают истребителям любого другого современного типа, производимого в Китае. Так, по данным на начало прошлого 2012 года, в ВВС НОАК имелось около 170-180 самолетов марки «Су». Самым массовым истребителем китайского производства при этом был Chengdu J-10 (не менее 200-220 единиц). На втором месте по численности оставались истребители Shenyang J-8 (разработка на основе МиГ-21 и МиГ-23) - около 220-230 самолетов. От них незначительно отставали копии Су-27СК - Shenyang J-11, коих к началу прошлого года собрали более 160-170.
Точное количество имеющихся в войсках и на хранении истребителей устаревших моделей остается неизвестным. По разным оценкам, их число колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч. Точно так же нет достоверной информации относительно их будущего. Командование Китая не делится своими планами и поэтому одновременно существуют разные версии, согласно которым устаревшую технику постепенно спишут и утилизируют; оставят, что называется, на черный день; или же переоборудуют в самолеты-мишени или беспилотные летательные аппараты других типов.
В течение следующих лет старая техника будет списываться, а вместо нее строевые части получат самолеты новых моделей. Так, в последнее время ходит много разговоров об истребителе Shenyang J-11B, являющемся глубокой модернизацией J-11/Су-27СК. Согласно некоторым источникам, серийное производство J-11B началось еще во второй половине двухтысячных годов и к настоящему времени произведено несколько десятков таких самолетов. Также приводятся сведения о переоборудовании оригинальных J-11 в модернизированный вариант с литерой «B».
Второй китайский проект, на который возлагаются большие надежды - палубный истребитель Shenyang J-15. Согласно официальным китайским данным, этот самолет является развитием предыдущего «сухопутного» J-11, но в околоавиационных кругах основой для него (и не без оснований на то) считается советский самолет Т-10К (прототип Су-33). В настоящее время J-15 проходит испытания, в том числе и на авианосце «Ляонин». Начало серийного производства первого китайского палубного истребителя запланировано на 2015 год. С учетом имеющейся сейчас информации можно предположить, что будет собрано несколько десятков таких самолетов для оснащения первого китайского авианосца. После этого, если Китай начнет строительство своих авианосцев, производство J-15 может продолжиться.
Сайт popmech.ru рассказывает о продвижении Китая в ранг держав, производящих широкую линейку самолето-моторной и вертолетной техники боевого и карго-применения.
Xi'an (Сиань). Один из крупнейших авиабрендов страны. Завод был основан в 1958 году в первую очередь для разработки и производства военных самолётов, в частности - истребителей и транспортников. Последняя разработка компании - транспортный гигант Xi'an Y-20 (на фото), совершивший свой первый полёт в 2013 году, а в июне 2016-го официально поступивший в серийное производство. На сегодняшний день в китайскую армию поступило две таких машины. Грузоподъёмность - 66 тонн, силовые агрегаты - четыре российских Д-30.
Shenyang (Шэньян). Другой крупный игрок военно-воздушного рынка. Завод основан в 1951 году, а в 1953-м выпустил первую продукцию - это один из старейших авиазаводов Поднебесной. Интересно, что Shenyang «грешит» тем же, чем многие китайские автомобилестроители - «клонированием» чужих разработок. Скажем, истребитель Shenyang J-11B считается нелицензионной копией российского Су-27. На заводе работает около 20 000 человек. На снимке - многоцелевой истребитель пятого поколения Shenyang J-31, совершивший первый полёт в 2012 году (серийное производство ожидается в 2018-м).
Shaanxi (Ханьчжун). Компания, основанная в 1969 году и несколько лет назад окончательно поглощённая корпорацией Xi'an с сохранением прежнего производства под собственным брендом. Продукция Shaanxi - это нелицензионные копии самолётов КБ Антонова. Самая ходовая модель, производящаяся с 1974 года Shaanxi Y-8, является копией Ан-12 (производств которого на Украине прекратилось ещё в 1973-м). Shaanxi Y-8 существует по меньшей мере в 44 вариантах и эксплуатируется, помимо Китая, вооружёнными силами Мьянмы, Пакистана, Судана, Танзании и Венесуэлы. Раньше эксплуатировался ещё и Шри-Ланкой, но все три шри-ланкийских машины попали в авиакатастрофы.
Hongdu (Наньчан). Военно-производственная компания, основанная в 1951 году и ранее работавшая под брендом Nanchang. Основная продукция - это учебные самолёты для тренировок военных пилотов. Последняя показанная модель (на снимке) - учебно-боевой сверхзвуковой Hongdu L-15, совершивший первый полёт в 2006 году и поступивший на рынок в 2010-м (на вооружение принят ещё тремя годами позже). Сегодня, помимо Китая, заказан ещё Замбией и Венесуэлой.
Harbin (Харбин). Основанный в 1952 года авиазавод, производящий вертолёты и самолёты - как собственной разработки, так и копии различного свойства, например, лицензионный бразильский бизнес-джет Embraer Legacy 600. Наиболее известен и распространён из линейки компании многоцелевой вертолёт Harbin Z-9 (на снимке), лицензионная копия французского Eurocopter AS365 Dauphin, производящаяся с 1994 года.
Guizhou (Гуйчжоу). И ещё один производитель военной техники, но более молодой, образованный лишь в 1993 году. Среди продукции - военные истребители, учебные самолёты, беспилотники, авиационные двигатели. На снимке основная модель компании, истребитель Guizhou JL-9. Модель совершила первый полёт в 2003-м, в серию поступила в 2013-м и сегодня, помимо Китая, заказана армией Судана. Интересно, что на экспорт самолёт поставляется под названием FTC-2000 Mountain Eagle.
Chengdu (Чэнду). Основанный в 1990 году разработчик и производитель военной техники. История завода, правда, началась раньше, ещё в 1956-м, когда в Чэнду начали производить истребитель J-5 по советской лицензии. Впоследствии компания строила множество моделей по лицензиям различных компаний, в том числе американских. Последняя собственная разработка - это поставленный на вооружение в 2015 году истребитель пятого поколения Chengdu J-20.
Changhe (Цзиндэчжэнь). Один из ведущих вертолётостроителей Китая, основанная в 1969 году компания Changhe, сегодня строит не только собственные машины, но и элементы для американских вертолётов Sikorsky. На снимке - ударный вертолёт CAIC Z-10, разработанный КБ Камова по заказу китайского правительства. CAIC в данном случае - аббревиатура полного названия Changhe, Changhe Aircraft Industries Corporation. Вертолёт впервые поднялся в воздух в 2003 году, на вооружении с 2012-го.
Будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...
- ЦРУ создало робота-стрекозу. Теперь нам известно, как он работает
- Софи Надим прошла специальную военно-морскую подготовку ВС США
- Двигатели 15% F-35 не работаютИ такая «деградация» наблюдается повсеместно
- Война за секретный танк на острове Даманский
- Т-34 - легенда и быль. ФОТО
- Война воздушных моторов. ФОТО
- Федеральные законы на право владеть оружием в США
- Вымирающие штурмовики. ФОТО