Американская ГБня: новая бомба работает в режиме Глубокого Бурения
Сайт nevskii-bastion.ru дает подробности истории создания и модернизации очередного недоработанного американского "супер-оружия". Компания Boeing ожидает контракта на реконструирование 13,6-тонной неядерной проникающей бомбы GBU-57 Massive Ordonance Penetrator (MOP), сообщает flightglobal.com 15 октября (на фото - сброс бомбы с борта В-52 над полигоном Уайт-Сэндс в 2009 году - прим. Военный Паритет). Программа получила обозначение Enhanced Threat Reduction IV. Разработка бомбы началась в 2004 году, но серийное производство не было развернуто.
Редизайн GBU-57 и организация серийного производства могут занять минимум шесть лет, но есть возможность принятия на вооружение бомбы аналогичного назначения BLU-127. Военный Паритет ПРОТИВОБУНКЕРНАЯ БОМБА MOP GBU-57A/B Разработка Massive Ordnance Penetrator (MOP) началась в США в 2002 году. Внутренние компоненты бомбы создавали американские компании Northrop Grumman и Lockheed Martin, в то время как Boeing занимался проектированием оболочки и испытанием боеприпаса.
Сейчас на вооружении американских ВВС находятся около 20 бомб. Производством занимается компания Boeing.
Общая стоимость программы по их созданию оценивается в 330 миллионов долларов. Считается, что МОР является «запасным планом» США на случай непредвиденных осложнений, связанных с развитием ядерной программы Ирана. Нести такие бомбы могут бомбардировщики B-1B Lancer и B-52 Stratofortress ВВС США.
Базовая версия MOP была способна пробить 60,9 метра бетона, до того, как взорваться. Новые характеристики заглубления бомбы после её модернизации, пока неизвестны. MOP имеет боевую часть массой около 2,5 тонны.
ВВС рассчитывают принять первые MOP на вооружение в следующем году. В течение последних лет несколько бомбардировщиков B-2 были оборудованы для несения этого вида оружия (по две бомбы на B-2). Это, очевидно, является определенного рода посланием Ирану и Северной Корее. Неизвестно, кому кроме Ирана и Северной Кореи это может быть адресовано.
Историю создания супер-бомбы подробно разбирает интересная статья из журнала "Популярная механика". К моменту вступления иракской армии в Кувейт и начала подготовки американской акции наиболее «продвинутой» в ВВС США противобункерной боевой частью была BLU-109 (Bomb Live Unit). Эта БЧ имела корпус из стального сплава толщиной 25 мм, который заполнялся 240 кг взрывчатки (тритонала). BLU-109 использовалась в авиабомбах GBU-24 (для F-111 Aardvark и F-15E) и GBU-27 с системой лазерного наведения Paveway III (для F 117A), а также в бомбах электронно-оптического наведения GBU-15 и в ракетах (фактически в управляемых бомбах с ракетным двигателем) AGM-130. Эта штуковина могла пробить примерно метровый слой армированного сталью бетона, а затем, благодаря электромеханическому взрывателю, подорвать заряд тритонала и уничтожить содержимое бункера.
Однако Саддам Хусейн был, похоже, в курсе возможностей американского оружия: он закопал и забетонировал свои стратегически важные объекты так, что BLU-109 они оказались не по зубам. Разведка докладывала, что иракские бункеры для укрытия живой силы и пунктов управления представляли собой разветвленную систему трубчатых переходов, которые соединяли помещения разного назначения. Все это помещалось под 15-метровым слоем грунта и железобетонной плитой толщиной 60 см. Неядерного оружия, которое обладало бы достаточной энергией для преодоления такой двухслойной защиты, у американцев на тот момент не было.
В этой ситуации Томас Фергюсон, один из высокопоставленных чинов ВВС США, в октябре 1990 года дал задание конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, располагающемуся на военно-воздушной базе Эглин (штат Флорида), срочно подготовить предложения по созданию оружия, способного дотянутся до подземных бункеров Саддама. К проекту также подключили инженеров Lockheed Missile and Space Company.
Выход подсказал бывший армейский офицер, работавший на Lockheed. Он вспомнил, что где-то на складах должны храниться списанные гаубичные стволы M201 SP. Они как раз были сработаны из сплава, идентичного тому, из которого были изготовлены и носовые части BLU-109. Стволы нашлись на складах нескольких артиллерийских арсеналов, в частности в арсенале Watervliet (штат Нью-Йорк). Именно в мастерских этого арсенала стволы были доработаны до нужных параметров. Их обрезали под заданный размер, удалили все выступающие элементы с внешней поверхности. Изнутри стволы рассверлили до диаметра 10 дюймов (254 мм), чтобы к новому «телу» бомбы можно было плотно пригнать наконечник от BLU-109.
Из арсенала Watervliet собранные корпуса вновь доставили на базу Эглин, где их предстояло зарядить. Разумеется, никакого специального оборудования для бомбы такого размера на авиабазе не было, и работать приходилось почти кустарными методами. В частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность корпуса, должен был пройти термообработку в специальной печи, однако вместо печи инженеры были вынуждены использовать самодельный внешний электронагреватель. Вручную, вкопав корпус вертикально в землю, в бомбу ведрами заливали горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения использовали лазерное прицельное устройство от GBU-24. Получившаяся боевая часть в итоге стала называться BLU-113, а бомба, сделанная на ее основе, - GBU-28.
Поскольку время поджимало, вместо положенных 30 испытательных пусков ограничились всего двумя. 24 февраля 1991 года бомба была сброшена с F-111 на пустынном полигоне. GBU-28 ушла в грунт на 30 м - с такой глубины ее решили даже не выкапывать. Два дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по стоящей вертикально стопке железобетонных плит. Снаряд пробил все плиты и улетел еще на 400 м.
Еще два корпуса, сделанные на авиабазе Эглин, были заряжены, оборудованы и отправлены непосредственно в Ирак. Пользуясь полным господством американской авиации в воздухе, 23 февраля 1991 года два F-111 без происшествий добрались до цели - одного из подземных бункеров иракской армии. Пока один бомбардировщик подсвечивал цель с помощью устройства ЛПЦ, другой заходил на бомбометание. Одна бомба прошла мимо, сделав вероятность успеха испытаний всего лишь 50-процентной. Зато другая улетела точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов удара. Лишь семь секунд спустя из вентиляционной шахты бункера повалил густой дым, что могло означать только одно - бункер поражен и выжжен дотла. От постановки задачи до появления мощной противобункерной бомбы GBU-28 прошло всего-то четыре месяца.
В боевых действиях в Югославии (операция «Союзная сила») ВВС США применили «перспективную унитарную проникающую» (английская аббревиатура AUP) боевую часть BLU-116. По габаритам она точно соответствовала старой доброй BLU-109, однако сам снаряд, пробивающий бетон, имел меньший калибр. При этом он был заключен в кожух большего диаметра- из алюминиевого сплава. Для изготовления самого «стержня» использовался твердый сплав стали, никеля и кобальта марки 9430 М. Боевая часть BLU-116 применялась в составе авиабомб с лазерным наведением GBU-24 C/B и GBU-24 D/B. Главное, что отличало снаряд нового поколения, - это возможность проникновения сквозь бетонные препятствия толщиной до 6 м и, что немаловажно, умение работать с бетонными сооружениями сложной конструкции. BLU-116 снабжалась HTSF (FMU-157D) - так называемым умным взрывателем для твердых целей. Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот. Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера.
Будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...
- ЦРУ создало робота-стрекозу. Теперь нам известно, как он работает
- Софи Надим прошла специальную военно-морскую подготовку ВС США
- Двигатели 15% F-35 не работаютИ такая «деградация» наблюдается повсеместно
- Война за секретный танк на острове Даманский
- Т-34 - легенда и быль. ФОТО
- Война воздушных моторов. ФОТО
- Федеральные законы на право владеть оружием в США
- Вымирающие штурмовики. ФОТО