Россия хочет свой собственный AWACS
Портал sdelanounas.ru сообщает, что конструкторы ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» запатентовали реактивный самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования. Он оснащен системой антенн кругового обзора и может взлетать с трамплина авианосца. Об этом уведомляет сайтФедеральной службы по интеллектуальной собственности.
Патент действует с 18 марта 2014 года, однако опубликован он только в январе 2016 года. Самолет выполнен по схеме «низкоплан» с V-образным хвостовым оперением. Центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла. «Центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор», - говорится в патентной документации.
По словам разработчиков, конструкция воздушного судна обеспечивает расширение зоны кругового освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования экипажа, а также легкий доступ в обтекатели антенн радиотехнического комплекса (РТК).
При этом схема самолета позволяет использовать ее для создания беспилотного варианта. Двигатели воздушного судна - реактивные, предусмотрено их оснащение форсажными камерами для старта с коротких ВПП или с трамплинов авианесущих кораблей
В ТАНТК им. Бериева отказались комментировать информацию о патенте, в организацию направлен соответствующий запрос. Главный конструктор белорусского 558-го авиаремонтного завода Владимир Чмырев рассказал FlotProm, что малозаметность самолету может обеспечить, например, особенное покрытие или уменьшение отражающей поверхности.
«Малозаметность с точки зрения электронных средств достигается применением новых, а именно широкополосных, сигналов, - добавил эксперт. - Обладая небольшой излучаемой мощностью, самолет становится малозаметным, при этом сам он способен захватывать очень удаленные цели».
А вот сайт aviator-guru.ru узнал некоторые небезынтересные подробности. Сайт цитирует FlotProm: аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора. Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.
В Советском Союзе велась разработка нескольких проектов палубных самолетов дальнего радиолокационного обзора, однако ни один из них не был реализован на практике. Наибольших успехов добилось Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева, создававшее самолет Як-44 с середины 1970-х годов. В 1993 году проект закрыли. К этому времени специалисты собрали и испытали на палубе один макет самолета.
Согласно патенту, самолет радиолокационного обзора может быть выполнен по традиционной самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Крыло имеет массивные корневые наплывы, в которых планируется разместить антенны радиолокационной станции.
А на сайте tvzvezda.ru поясняется, что техническое решение, которое конструкторы выбрали в качестве прототипа, наиболее близко к семейству винтовых палубных самолетов РЛДН Е-2 «Хоукай» и советскому проекту Як-44Э. Запатентованная схема позволяет создать беспилотный вариант самолета.
Будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...