Кто наживается на ремонте российских вертолетов в Афганистане?
На днях стало известно, что словацкий военный дипломат будет выслан из России. Формальная подоплека — аналогичная ситуация имела место в Словакии, когда подобная процедура была применена в отношении сотрудника нашего посольства в Братиславе.
Однако, если внимательнее изучить общеполитический контекст, в котором происходят данные события, то на первый план выходят совсем иные причины, пишет "Правда.Ру".
Источник конфликта интересов, о котором будет сказано позже, вероятно, стоит искать в Афганистане, где на военных аэродромах "служат" российские вертолеты афганских ВВС.
Присланы они были в ходе контртеррористической операции (проводится она Международными силами содействия безопасности по мандату ООН).
Речь идет о 93 машинах Ми-35 и Ми-17, 63 из которых идут по контракту с Соединенными Штатами.
Между тем российская техника работает отлично, в то время как американские "Черные ястребы" в непростой афганской географии регулярно попадают в аварийные ситуации, не давая возможности воплотиться в жизнь планам Афганистана перейти полностью на американские вертолеты.
Совершенство российских машин пришлось отметить и генеральному инспектору Министерства обороны США, который в своем докладе констатировал, что по грузоподъемности и высоте полета Ми серьезно превосходят американских собратьев. Заявление послужило серьезным препятствием для оружейного лобби США, желавшего отправить в Афганистан порядка 160 своих вертолетов.
Но дело в том, что выбором страны-производителя летательной техники проблема не исчерпывается.
Вертолеты, как и любые прочие машины, имеют свойство ломаться, что весьма на руку тем, кто наживается на рынке торговли оружием.
А прибыль на этом рынке идет как раз от обслуживания техники, а не от самих поставок, потому что — это процесс, растягивающийся на долгие годы. И за участие в нем идет нешуточная борьба.
Особенно это актуально в данном регионе, где обслуживание российской летной техники происходит практически на коленке — запасных частей не хватает.
Надо сказать, что ремонт и поддержание в порядке всех Ми оплачивается армией США через Минобороны США, а точнее — MASPO (Многонациональное управление авиационными специальными проектами).
Конечно, Штаты заинтересованы в качественном обслуживании техники и поставке сертифицированных деталей, осуществить которое под силу лишь разработчикам машин.
Дабы остановить всяческих посредников в этом деле из шарашкиных контор, глава MASPO (полковник Джон Ванной) сформировал письменные требования к тем, кому позволено заниматься "капремонтом вертолетов Ми-8/17 Афганистана".
В них, в частности, говорится, что потенциальный поставщик деталей "должен иметь и поддерживать сертификацию от Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, Межгосударственного авиационного комитета (МАК) для гражданского варианта ЛА и Управления по контролю летной годности военных ЛА (МАА) для военного ЛА".
И все бы хорошо, однако, если вся процедура будет происходить в соответствии с данной инструкцией, без прибыли останутся многие зарубежные компании-посредники, которые "кормятся" обслуживанием российской техники: как военной, так и гражданской.
Квартируются они как раз в странах бывшего соцлагеря, которые сегодня являются членами НАТО. Яркий пример тому — Словакия, где эксплуатируют наши Ми-17.
А Евросоюз еще в марте 2013-го дал рекомендацию словацкому правительству (в связи переходом на натовские стандарты) в рамках борьбы с безработицей "поддержать производственные и сервисные компании на рынках третьих стран, использующих российскую и советскую технику".
Только у этой поддержки оказались весьма неприятные последствия. По словам афганских военных, они стали получать детали, далекие от стандартов качестве, а Московский вертолетный завод имени Миля два года назад и вовсе не продлил сертификат словацкой компании Lotn по причине создания прецедента "нелегитимного ремонта". Стоит упомянуть, что эта фирма ранее выиграла тендер НАТО на обслуживание российских вертолетов.
Подобные истории имели место и с компаниями из Польши и Болгарии, которые также не прочь разделать многомиллионный ремонтный пирог.
И не стоит забывать, что экспорт боевой техники серьезно контролируется государством, причем в этот вопрос вовлекаются также силовые структуры и спецслужбы, которые могут влиять на конкурентов и, в свою очередь, выводить на первые план свои компании.
Возможно, этот факт объясняет критические публикации в некоторых российских СМИ, которые появились вскоре после обнародования распоряжения
Евросоюза. В материалах в коррупции при экспорте оружия обвинялись Россия и США, а европейские посредники, напротив, обелялись.
Более того, волна таких публикаций усилилась после утверждения американским Минобороны в октябре нынешнего года распоряжения, что поставщик обязан предъявлять рекомендации российского регулятора.
Так, недавно появилась статья, где представили неизвестным образом добытый протокол совещания по оборонной тематике в ФСВТС, при том, что такие документы являются секретными, и их получение вряд ли возможно без помощи разведки.
И сразу после происходит упомянутая выше высылка словацкого дипломата. Как говорил герой картины "Ирония судьбы": "Таких совпадений не бывает!"
Кроме того, негативный фон в истории с ремонтом отечественных военных машин в Афганистане формирует опасный прецедент, демонстрируя механизм вытеснения российских компаний из внешнеэкономических сфер, где наша страна традиционно сильна.
Будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...